Родное училище мое!

Путевые заметки по автомаршруту Киев-Байкал-Киев

Часть 5. Бугульдейка

Бугульдейка

У меня с самого начала не лежала душа к этой богом забытой Бугульдейке. Более 300 рек впадает в Байкал, и чем она лучше других? Уж, лучше на Селенгу, про которую хоть что-то слышал. Или Баргузин, там знаменитый соболь водится, да и таймень тоже. А тут какая-то Бугульдейка. Мы даже поначалу имя-то ее не могли толком запомнить и постоянно путались с названием: Бугуслейка, Бурундейка, Бирюлейка и т.д. При этом я поправлял Андрея, а он поправлял меня, каждый уверенный в своей версии. Лиля все время потешалась над этим, и поправляла нас обоих. Нам нет, чтобы прислушаться к внутреннему голосу, что карта сразу не легла к этой речке. Но Паша напел Андрею еще по телефону, что там божественная рыбалка и что никто без рыбы оттуда не уезжает. У Андрея глаза моментально загорелись, и он решил провести там дня 2-3. Ну, как же, у него программа-минимум была поймать тайменя. И предвкушение этого светлого момента просто лихорадило его воображение. Ну, а из меня-то какой рыбак? Последний раз держал удочку в руках на Курилах 28 лет назад. Вот там действительно была супер рыбалка. Даже я, профан в рыболовном деле, и то за полчаса умудрялся ведро рыбы вылавливать. Так там вода буквально кишела рыбой. А что я на этой «Бургундейке» три дня буду делать? Тем более что у меня даже и захудалой удочки не было. А, судя по разговорам, я понял, что там соберется приличная компания рыбаков. Уж лучше бы остался в Листвянке и использовал бы ее в качестве базового лагеря для покорения байкальских объектов: добрался бы водным транспортом до Ольхона, потом на противоположную сторону Байкала, затем автотранспортом до Слюдянки, проехал бы по Кругло-Байкальской железной дороге,  на пароме в Листвянку и замкнул бы кольцо маршрута. Примерно такие мысли одолевали меня пока мы ехали в Иркутск. Андрей, как будто прочитав мои мысли, сказал, что если мне не интересно ехать на Бугульдейку, то я могу остаться в Иркутске и водным транспортом добираться до Ольхона, там  встретимся и дальше продолжим путешествие вместе. Я сказал, что подумаю и объявлю свое решение в Иркутске.

Прибыли в Иркутск и ждали Пашу на условленном круге. В ожидании и от нечего делать начал считать, сколько проходит мимо автомашин с левосторонним и правосторонним рулем. Получалось, что с правосторонним рулем было 9 из 10 машин. С левосторонним расположением руля были только ВАЗы и «европейцы», все правосторонние – «японцы». Вспомнил, что на форуме иркутских водителей называли «хамоватыми». Я еще удивился такой формулировке. И тут осенило, что при обгоне «правшам» надо на корпус выходить на встречку, чтобы увидеть и оценить дорожную обстановку, т.е., хочешь-не хочешь, а «хамить». В европейской части России тоже есть «правши», но там все же левосторонних машин больше, по мере приближения к Уралу количество «правшей» увеличивается, а с Красноярска становится просто катастрофическим. Это еще хорошо, если у него слева штурман сидит, а если нет, то это «ураган», точнее «камикадзе». Да тут в пору,  вводить левостороннее движение. Поделился своими наблюдениями с экипажем и все пришли к единому мнению, что это действительно так и теперь стало объяснимым поведение многих водителей на дороге, а мы в последующем уже безошибочно вычисляли «правшей» по «хамоватой» манере езды.

Вид на Бугульдейку с пирса

Вскоре прибыл Паша и повез нас в магазин рыбных принадлежностей для приобретения каких-то супер снастей. Ну, трепещи, хариус! Пощады не будет! Затем Паша отправил нас на СТО с символическим названием «Сафари», где мы должны были пройти диагностику ходовой после пройденного марафона, а сам он должен подъехать позже, так как у него какая-то срочная встреча. Мы по карте нашли указанное СТО. Здесь из обычных машин делали внедорожных монстров: приподнимали кузова, ставили мощные колеса, воздухозабор и выхлоп отработанных газов делали не вниз, а вверх по высоко поднятым трубам, сверху устанавливались мощные грузовые платформы, на которые спереди и сзади ставились блоки дополнительных фар, ну и прочие прибамбасы для выживания в условиях полного отсутствия дорог. Несколько машин с различной степенью переоборудования стояли во дворе. Мы нашли старшего, представились, что мы от Паши, который направил нас сюда для диагностики. Он сказал, чтобы мы минут 15 подождали, пока закончат с очередной машиной. Затем к нам подошел один из работников этого СТО, назвал себя, сказал, что его предки с Украины, что где-то в Киеве у него есть родственники, но он там ни разу не был. Завязалась оживленная беседа. Мы ему про Украину, он нам про Иркутск и Байкал. Вскоре нас пригласили на диагностику, которая заняла минут 10, после чего нам сказали, что машина в полном порядке, никаких проблем нет и можно смело двигаться дальше. А подозрительные шумы, на которые мы жаловались, оказались простыми камешками, которые залетели в пружины амортизаторов на «трассе мужества». Их убрали, и шум прекратился.  Поскольку мы толком не знали, куда конкретно нам двигаться дальше, то они нам тут же на нашей карте показали, куда мы с Пашей поедем и сказали, что дорога в целом нормальная. На наш вопрос, сколько мы должны за диагностику, нам ответили, что нисколько и пояснили, что они ничего не делали, а только смотрели, а за это они денег не берут. Тогда мы поблагодарили их бутылкой украинской горилки, так как другие сувениры уже закончились. Тут подъехал Паша, мы тепло попрощались с работниками СТО и выехали в сторону Бугульдейки. Проезжая мимо отеля «Европа», Андрей притормозил и спросил, что я решил. Неожиданно для себя я начал: «Мы…» Андрей с Лилей дружно подхватили …одна команда!» Все дружно рассмеялись и резво возобновили движение. «Бургундейка, так Бугуслейка! Или как ее там? Иначе, где я их потом искать буду?», подумал я, мысленно помахав вслед уходящему белому круизному теплоходу и успокоился. Главное принять решение, а там разберемся. Все-таки понимаем мы друг друга с полуслова, а это уже залог успеха.

Паша желает нам удачной рыбалки

На выезде из Иркутска берем с собой два арбуза и дыню. Выбирает Андрей. Сам маленький, а выбирает самые крупные плоды. Я же на всякий случай прикупил хлеба, остальное у нас все есть. Паша терпеливо ждет, и вскоре мы возобновляем движение. Андрей строит предположения, а где же мы встретимся с другими рыбаками. До места назначения от Иркутска около 300 км, из которых 250 – по асфальту, а 50 по улучшенной грунтовой. И вот мы сворачиваем с асфальта и по большой дуге спускаемся в ущелье по дну которого и течет горная река Бугульдейка, издавая довольно приличный шум. Вокруг живописные пейзажи, сменяющие друг друга. Вдруг въезжаем в широкую долину, где находится также и довольно убогое село одноименного названия. Проезжаем мимо сарая, на котором красуется вывеска сельского Дома культуры с закрытыми на запоры дверями и мимо других деревянных избушек невзрачного вида.  Дорога идет по правому высокому берегу реки, левый низменный и ровный. Вдруг останавливаемся. Паша и Андрей выходят из машины и о чем-то говорят. Внизу у реки замечаю группу отдыхающих пеших туристов из пяти человек, от которых отделяется девушка и приближается к машине. Я тоже выхожу. Подошедшая симпатичная девушка оказывается женой Павла. Они обнимаются как после долгой разлуки. Мы же терпеливо ждем, когда они закончат свои лобызания. Андрей достает карту, Паша ставит на ней отметки на о. Ольхон, где обязательно нужно побывать, показывает, где надо ловить рыбу, где можно разбить палатки, прощается и, забрав жену, исчезает. Похоже, такого оборота событий не ожидал и Андрей. Он рассчитывал на компанию опытных рыбаков, у которых мог бы чему-нибудь поучиться. В общем, полный афронт. Рассчитываешь на одно, а получаешь черт те что. Паша был чистым альпинистом и организатором джип-туров, а в рыбной ловле он разбирался не больше, чем я. Указал место, где в принципе можно поймать рыбу и пожелал удачи. Все. Винить его тут собственно не в чем было. А то, что размечтались, так это наши проблемы.

Пирс. Вид в сторону Листвянки

Посмотрели мы друг на друга,  рассмеялись, сели в машину и направились на берег Байкала. Вышли из машины и осмотрелись. Место, где мы остановились, представляло собою пирс, сделанный из лиственничных срубов, заполненных камнем и землей. Наверное, еще зеки все это вручную делали. Когда-то здесь стоял леспромхоз. Сюда свозили хлысты, которые грузили на пароходы и перевозили на противоположный берег Байкала, где была железнодорожная ветка Транссиба. Там их разделывали и грузили в вагоны. Как только запретили рубку леса и вывоз его за пределы области, то все причальные сооружения пришли  в запустение. Бросил взгляд на окружающие склоны, все они были плешивые из-за вырубленного леса. Вдали белел мраморный карьер. Мрамора было полно и на пирсе. Видать его тоже вывозили отсюда. Но мрамор был не тот, который в полированном виде используют в качестве плит, а более мягкий - для скульптуры. Пирс был сделан таким образом, что имелся небольшой внутренний залив, в котором Андрей начал бросать свой спиннинг. Волны методично били в пирс, окатывая брызгами. Опыт пребывания на Курилах подсказывал, что волнение в пределах 2-3 баллов. В одну сторону берег заканчивался тупиком, где было установлено несколько палаток. Дальше дороги не было, шла туристическая тропа в сторону уже известной Листвянки. В противоположную сторону берег тянулся в сторону острова Ольхон. Именно в эту сторону, взяв с собой фотоаппарат я и направился. На берегу загорала и резвилась детвора. Подъезжали машины из села с емкостями, которые заполняли водой из Байкала и уезжали. Видать таким образом здесь обеспечивалось водоснабжение.

Сижу у моря, жду погоду. Вид в сторону Ольхона

Пройдя около километра, вижу на берегу легкую моторную лодку и отдыхающих рядом мужчину и женщину. Поравнявшись с ними, поздоровался с мужчиной и завязал с ним разговор. Поинтересовался, куда он путь держит. Он ответил, что на противоположный берег. Я посмотрел туда, берега не было видно, только виднелись отдаленные горы, сразу и не скажешь на каком расстоянии. Я спросил, а какое расстояние до противоположного берега. Он ответил – 30 км по прямой, но берега отсюда не видно, а до виднеющихся гор около 60 километров. Я с сомнением посмотрел на его лодку и спросил, неужели на ней можно туда добраться. Он ответил, что вполне. Сюда он прибыл из Иркутска, и пережидает погоду, часа через 2-3 море успокоится, и можно будет двигаться. На борту лодки у него установлен GPS-навигатор, который обеспечивает полной информацией и ориентирует его на воде. Просто сейчас волны большие, катер сильно бьет на них и заливает брызгами. Еще немного поговорив с ним, я пожелал ему счастливого плавания и пошел дальше. Дошел до устья Бугульдейки, которое рыбаки перекрыли сетью, развернулся и пошел в обратную сторону. Придя в исходное место, обнаружил, что машины нет. Присел на пирсе и стал наблюдать за игрой волн. Вскоре появилась машина, к сожалению, без рыбы, забрала меня и мы поехали на обед, который еще предстояло самим же и приготовить.

Обед на берегу Бугульдейки

Пообедали на берегу реки Бугульдейки и обсудили, что делать дальше. Решили разбить лагерь где-нибудь на берегу реки в укромном месте, так как на берегу Байкала был сильный ветер. С этой целью отъехали от поселка около 5 километров и свернули с дороги на лесистый берег реки.

Речка Бугульдейка

Место было довольно живописное. Дорога упиралась в тупик на берегу реки, где стояла «Газель» с будкой, в кабине которой спал водитель. Объехав его с правой стороны, мы проехали дальше по берегу реки метров 100 и остановились, решив здесь поставить палатки. Поставили палатки, развели костер, приготовили ужин. Поужинали, посидели у костра за кружкой чая. Где-то около полуночи «Газель» уехала в сторону села. Андрей еще сказал, как бы после его отъезда к нам сюда не пожаловали гости. Как сглазил. Вскоре мы легли спать. И вдруг ночью раздается шум двигателя приближающегося к нам автомобиля. Моментально просыпаюсь, глянул на часы – 2.30. Вспомнились все ужастики, которые мы слышали накануне и в ходе поездки: как на Алтае расстреляли семью, как в районе Иркутска пропадали машины вместе с их владельцами. С мыслью: «Береженого – бог бережет!», беру топорик и фонарь и высовываюсь из палатки. Точно машина движется в нашу сторону. Доехала до того места, где стояла «Газель», остановилась, заглушила двигатель и потушила огни. Выбираюсь из палатки, пробираюсь к нашей машине и из-за нее веду наблюдение. Боковым зрением уловил мелькание тени в районе палатки Андрея и понял, что он тоже занимает «боевую позицию». Прошло минут 30. Никаких признаков движения со стороны прибывшего автомобиля не было. Тишины тоже не было, так как горная речка шумит постоянно.  Продолжаю вести наблюдение, высчитывая с какого направления можно ожидать нападения. Затем в салоне прибывшего автомобиля загорается свет, а чуть позже включается музыка. Вижу, что в машине двое – мужчина и женщина, которые обнимаются. Тут до меня доходит, с какой целью они прибыли, мысленно рассмеялся и с облегчением и осторожностью направился к своей палатке, где вскоре быстро уснул. В нашем случае все закончилось благополучно, но бывает и хуже. Те же охотники, привыкшие хладнокровно убивать животных, часто рискуют и своей жизнью. На этой почве у некоторых из них атрофируется  чувство самосохранения. И если у них нет моральных тормозов, то и человека им убить ничего не стоит. Как в прошлом году на Алтае в районе Телецкого озера один из таких охотников расстрелял семью из четырех человек: мужа, физически хорошо подготовленного мужчину – первым выстрелом, затем жену и двух их детей, только из-за того, чтобы покататься на их машине, которая ему понравилась. Кроме того, могут быть и просто бандиты, охотящиеся на конкретные автомобили. Здесь их жертвами часто бывают перегонщики автомашин. А с Владивостока в западном направлении машины гонят просто табунами. Периодически некоторые из них пропадают бесследно. Так что меры предосторожности лишними никогда не бывают. Не зря многие перегонщики ездят с огнестрельным оружием. А что делать? Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Бугульдейка. Полет нормальный

Проснулся рано утром от холода. Высунулся из палатки – кругом туман. Вылез из палатки, размялся и начал разводить костер, который накануне мы залили водой. Разведя костер, согрелся, приготовил чай и ждал когда проснуться мои спутники.

Наш костер в тумане светит...

Вскоре появилась Лиля и сообщила, что Андрей ночью дежурил, пока не уехали ночные гости, поэтому он отсыпается. Я не стал ей рассказывать, что я тоже «дежурил» этой ночью. В общем, экипаж оказался бдительным, но все закончилось хеппи-эндом. Когда появился Андрей и спросил, что будем делать дальше, я не без ехидства ответил, что денька на три надо бы здесь остановиться, места уж больно замечательные. Он поморщился и сказал, что надо ехать на Ольхон, а не терять здесь время. Я возражать не стал. Нам хватило 20 минут, чтобы свернуть наш лагерь, загрузить все имущество, в том числе мусор, в машину и выехать в сторону острова Ольхон, сердце Байкала, как его именовали во всех туристических проспектах. Мы без сожаления покидали Бугульдейку, может быть даже первыми, кто не поймал в ней ни одной рыбешки.

(Продолжение следует)

Панорамы Киева

Интересный альбом Киевских панорам.