Донской монастырь был основан в 1591 году. Свое название он получил в честь Донской иконы Божией Матери, чудесным образом избавившей Москву от войска хана Казы-Гирея. Как гласит старинное предание, некогда этой иконой Сергий Радонежский благословил войско великого князя Димитрия на Куликовскую битву. Благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы орды Казы-Гирея были с позором изгнаны за стены города, а крымские татары больше никогда не нападали на Москву.

Монастырь был основан на том самом месте, где войско ожидало боя с татарскими полчищами и где стояла малая походная церковка с Донским образом Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время здесь был отстроен собор Донской иконы Божией Матери, ныне называемый Малым собором, в честь которого монастырь и получил впоследствии свое название. Каменные стены и башни обители были возведены в 1686 году, а в 1693 – освящен новый (Большой) каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. В 1745 году монастырь причислили к ставропигиальным (подчиненным непосредственно Патриарху), а с конца XVII века он, кроме того, стал усыпальницей московской знати.

Первая половина XX века были сложными и трагичными для обители:

в период 1922-1925 годов в ней находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон, где он скончался и был погребен;

с 1926 по 1949 год – её совсем закрыли, а на территории и в помещениях разместили антирелигиозный музей (с 1934 – музей архитектуры), интернат, курсы, молочную ферму;

только с 1946 года были возобновлены богослужения в Малом соборе, который в 1960-е был приписан к храму Положения Ризы Господней на Донской улице;

в 1982 было принято решение о передаче Донского монастыря Патриархии для создания в нём официальной резиденции московского патриарха. Однако в итоге церкви был передан не Донской, а Данилов монастырь.

И только в 1991 году монастырь был передан Московскому Патриархату.

В настоящее время, несмотря на то, что братия монастырь  малочисленна, в его стенах жизнь, что называется, «бьет ключом».  Помимо строгой монашеской жизни и регулярного проведения богослужения, при нём действуют воскресная школа, а также иконописная и реставрационная мастерские. Здесь же устроена мироваренная печь, которая используется для изготовления мира для всей РПЦ…

Несмотря на то, что территория монастыря не столь велика (почти половина из которой отведена под кладбище),  в нём создан внушительный и разнообразный (по стилям) архитектурный ансамбль, включающий в себя:

● Малый (старый) собор (1591-1593 гг.), построенный первым из всех зданий монастыря в честь Донской иконы Божией Матери и выполненный в стиле типичной  русской храмовой архитектуры XVI века.

Поэтому он и называется «Старым», а «Малым» – по своему размеру, в сравнении с более поздним и внушительным по формам, Большим соборным храмом. В нём по традиции совершают чин мироварения…  В его стенах размещены чтимые иконы Божией Матери Феодоровская и «Знамение», а также Донская икона Божией Матери под сенью;

● Большой собор монастыря (1686-1698 гг.), также построенный в честь Донской иконы Божией Матери, однако отличающийся уникальной архитектурой (пятиглавый, четырехлепестковый в плане с обширной обходной галереей по периметру) и чудом сохранившимся до наших дней иконостасом, выполненным в живописной манере. В нём хранятся чудотворная Донская икона Божией Матери и рака с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского;

● Больничную церковь Архангела Михаила (усыпальницу Голицыных, 1714 г.), расположенная в углу южной части монастырской территории. Будучи усыпальницей Голициных, она всегда исполняла функции больничной. Наряду с Большим собором, она является одним из центров богослужебной жизни монастыря.

В настоящее время к ней перенесены многие надгробия из Малого собора, и теперь она является своего рода хранилищем уникального собрания русской мемориальной скульптуры;

● Надвратные храмы:

– церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1713-1714 гг.), расположенную над Северными вратами монастыря. Чугунная решётка, которая ограждает её паперть, сохранилась со времен её создания;

– колокольню Донского монастыря с церковью праведных Захарии и Елизаветы (1730-1753), расположенную над Западными вратами;

● Храмы усыпальницы (в большинстве из них церковные службы проходят довольно редко и самому монастырю они для этих целей «не нужны». Однако пышные и скромные храмы-усыпальницы формируют облик Донского монастыря и делают его непохожим на все остальные):

– церковь прд. Александра Свирского (круглый храм-усыпальницу сенатора А.Н.Зубова, 1796-1798 гг.), являющийся в монастыре наиболее ранней церковью подобного рода;

– церковь прд. Иоанна Лествичника (храм-усыпальницу Терещенко, 1896-1898 годы), расположенную к северо-востоку от церкви преподобного Александра Свирского. Первоначально она создавалась как усыпальница-часовня, но в дальнейшем (1898) была переоборудованная в церковь;

– Церковь святителя Иоанна Златоуста (храм-усыпальницу Первушиных, 1888-1891 гг.), находящуюся близ Северных врат обители. В её формах отчетливо проглядываются черты российско-византийского стиля. Особенность данного сооружения является двухъярусное основание: на верхнем его «этаже» располагается небольшой храм во имя вмч. Екатерины, а на нижнем – помещение, предназначенное  для усыпальницы. Но данному храму так и не суждено было стать склепом семьи известного фабриканта…;

– Часовню-усыпальницу Левченко, которая является любопытным памятником начала XX  века. Её автор (Р.И.Клейн) является также автором и здания ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Данная часовня особо почитаема среди паломников, поскольку в её стене находится одна из святынь монастыря – мозаичная   икона свт. Николая;

– Часовню-усыпальницу Простяковых;

● Церковь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского (1997 г.), построенную на месте бывших братских огородов;

● Церковь св. вмч. Георгия Победоносца (2000 г.), также построенную на месте бывших братских огородов;

● Храм св. блг. кн. Александра Невского;

– Стены и двенадцать башен ограды (1686-1711 гг.), а также Дом наместника (кон. XVII в. - 1 пол. XVIII в.), Архимандритские покои (настоятельский корпус, 1745-1750 гг.), Братские келии (1 четв. XVIII в.), Здание духовной семинарии (XVIII в.) и Настоятельская кухня (XVIII в.).

Водосвятную часовню (на рубеже XX-XXI веков) – размещающуюся рядом с Братским корпусом.

Также в восточной части крепостной стены монастыря расположены горельефы с Храма Христа Спасителя, уцелевшие после его уничтожения.

Неизгладимое впечатление на посетителей обители производит посещение размещенного там же Старого некрополя, который возник на её территории в 1591 году. К нему примыкает Новое Донское кладбище (с конца XIX в.), где располагается ещё один храм – Церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской (1914). Однако общего входа между ними нет – они разделены стенами монастыря.

Уже в «Истории..» Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества.

Здесь можно увидеть могилы известных сынов своего Отечества…

Но есть могилы теперь уже почти безымянные…

…И не очень известных людей, но привлекающие к себе внимание, искусностью их создания и вызывающие у посетителей прилив внутренних эмоций…

Если вы обратили внимание, в нише под самим Иисусом горит свечка... Говорят, она там очень часто горит...

А надпись на монументе с Ангелом: «Незабвенному другу! От неутешного супруга с четырьмя сиротами» - усиливает восприятие той трагедии, которая разыгралось в то далёкое время…

Что удивительно, на «барском» погосте я обнаружил даже, невесть каким образом, оказавшуюся здесь могилу простого хлебопашца…

Здесь же встретил еще одно удивительное место – могилу архимандрита Даниила (Сарычева) – насельника Донского монастыря, «великого молитвенника за Россию», за духовным советом к которому приходили многие люди со всех концов страны. Получив ещё при жизни высокое звание – старца, и после ухода из жизни к его могиле всегда приходят люди. Пока посещал монастырь, обратил внимание на то, что у его могилы постоянно находились голуби: то ли их там прикормили, то ли действительно есть какие-то внутренние связи, находящиеся вне человеческого понимания…

С непростыми чувствами покидал я Донскую обитель: восхищения от красоты храмов и искусности мастеров, их создавших; грусти от трагичности судьбы Отечества и бренности человеческой жизни…

Но вместе с ними, подсознательное, зародилось и ещё одно – спокойствие и умиротворение в душе, – которое не покидало меня, куда дольше…

Этот репортаж в оригинальном разрешении смотрите в проекте "Наши везде" в фотоальбоме Москвы.