Это имя встречается на обложках книг и на театральных афишах, в подписях на картинах и под различного рода документами. Им названы тихоокеанский атолл и залив в Чукотском море, гора, ручей и населенный пункт на Аляске, мост в Одессе и улицы ряда городов. Есть даже одноименная порода собак.

Называющаяся так таллинская улица знакома мне с самого детства. Короткая и тихая она расположена в некогда рыбацком районе Каламая близ башен стены Канне. Метаморфозы городской топонимики конца минувшего тысячелетия вернули ей прежнее наименование – фамилию людей, чей дом стоял здесь пару столетий назад. А с нею и дань уважения плеяде неординарных, разнообразно одаренных и целеустремленных личностей, оставивших свой след в политике, науке, литературе и искусстве ряда стран и народов. Дань памяти роду Коцебу.

Любой образованный человек хоть раз да слыхал об Отто Евстафьевиче Коцебу. Чего-чего, а сведений о нем хоть пруд пруди. Что, увы, не исключает ни поверхностных суждений, ни досадных искажений. Некоторые из них тиражируются даже, казалось бы, серьезными источниками. Причем разнотолки берут начало с даты рождения и кончаются местом упокоения этого человека. Типичная путаница с выпестовавшим его кадетским корпусом, встречаются и другие нестыковки.

Так что к его могиле, расположенной в небольшом эстонском местечке Козе, меня привело не только естественное любопытство, но и желание разобраться с некоторыми из этих несуразностей. Надгробие более чем полуторавековой давности на скромном семейном погосте обнаружилось без труда. Приятно удивили его сохранность и сравнительная ухоженность. Символично, что возле последнего причала известного российского мореплавателя круглый год журчит вода реки Пирита, а на холме возвышается церковь святителя Николая - покровителя моряков. Полагаю, что место было выбрано не случайно, а, может, просто эта церковь находилась ближе других к имению О.Коцебу - мызе Кау (Трийги). Там с 1832 года отставной капитан первого ранга обосновался со своей семьей.
Лаконичная надпись по-немецки на лицевой чугунной плите надгробия гласит:

Здесь покоится
Отто
фон
Котцебу *
род. 19 дек. 1787
умер 3 февр. 1846

* - транслитерация распространная в дореволюционных русских изданиях

Теперь я вправе утверждать, что наш герой появился на свет не в 1788-ом (как кое-где встречается) а в 1787-ом году. Ошибочная дата - следствие некорректного перевода на новый стиль, т.к. в расчет следовало брать не 13 а 11 дней, получив по новому стилю - 30 декабря. С местом его появления на свет та же двойственность. По одним данным это случилось в имении, принадлежавшем родителям, по другим в провинциальном Ревеле (ныне Таллине). И коль скоро затронули тему родителей, то скажу вам чуть-чуть и о них.

Мать маленького Оттона, урожденная Фредерика Юлиана фон Эссен - дочь ревельского коменданта, генерал-лейтенанта и барона, была завидной партией для местных молодых дворян. Но все они остались с носом т.к. замуж она вышла по любви и вопреки родительской воле.

Ее избранником стал молодой человек из приезжих. Родовитостью не отмеченный, но зато щедро одаренный куда более важными качествами. Он прославился как невероятно успешный и плодовитый литератор и драматург, прирожденный дипломат и разведчик, загадавший своим биогрофам массу неразгаданных загадок и оставивший добрую дюжину весьма недюженных наследников. Последний из которых родился уже после драматической гибели многоликого Августа фон Коцебу.

Но с Фредерикой они прожили недолго, молодая женщина умерла, когда их сынишке Отто не исполнилось еще и з-х лет.

Крутая перемена в судьбе восьмилетнего Отто Коцебу произошла весенним майским днем 1796 -го года. Простившись с ревельской домской школой для дворянских детей он убыл учиться в петербургский Первый кадетский корпус. Отнюдь, не в морской кадетский корпус, что является весьма расхожим заблуждением, а в самый что ни на есть сухопутный. Он и именовался то ранее сухопутным шляхетским кадетским корпусом. И быть бы нашему Отто со временем, как и двум его младшим братьям, генералом кабы не случай.

Вышло так, что двух еще не окончивших учебный курс кадет : Отто и Морица Коцебу приняли волонтерами на парусный шлюп «Надежда», который вместе с другим шлюпом - «Невой» готовивился в первое российское кругосветное плавание. Разгадка крылась в том, что главным инициатором экспедиции был родственник обоих братьев по мачехе -

Этот, уже повидавший мир воспитанник морского кадетского корпуса, невзирая на провал своего плана у Павла I-го добился таки его одобрения от нового государя - Александра. Еще бы ! Успех похода вокруг света сулил в перспективе баснословные выгоды в сообщении с Русской Америкой. Ведь доставка грузов на Дальний Восток и Аляску по суше через всю империю стоила непомерных затрат сил, средств и времени. Вследствие чего, например, за пуд ржаной муки ценою до 50 копеек в европейской части Росиии на далекой Аляске выкладывать приходилось аж восемь (!) целковых.

Напомню, что, начавшись под конец июля 1803-го года торжественными проводами в Кронштадте, это многотрудное и продолжительное плавание там же в начале августа 1806-го и завершилось. Причем «Нева» пришла чуть раньше, так как совместным поход был лишь на протяжении 375 дней а оставшиеся 720 дней корабли шли поодиночке. Обойдемся без описания маршрута и хронологии этого исторического кругосветного плавания. Они многократно изложены в бесчисленных источниках. Самым первым и обстоятельным стало трехтомное - « Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах. По повелению Его Императорского Величества Александра Перваго на кораблях «Надежде» и «Неве», под начальством флота капитан-лейтенанта, ныне капитана первого ранга Крузенштерна, Государственного адмиралтейского департамента и Имперской Академии наук чл.-корреспондента Французкого национального института».

Для братьев Коцебу три года экспедиции стали не только порой познания безграничного, разнообразного мира, но и школой испытаний, нелегкого каждодневного труда и обретения практического опыта в составлении карт и в иных морских премудростях. Та экспедиция помимо строго научных и коммерческих целей имела еще и политическую, что предопределяло участие в походе камергера Н.Резанова. Да да того самого из «Юнона и Авось». Правда в реальной жизни фигура эта с романтическим героем-любовником в исполнении Караченцева не имела ничего общего.

Не мудрено, что после такого похода кадет Отто фон Коцебу был 28 сентября 1806 года произведен в первый морской офицерский чин - мичмана.

Тогда и года не проходило без участия России в различных войнах. Так что Отто в 1808 и девятом годах уже участник войны со Швецией. Он командовал трофейным шведским транспортом «Фрау Корнелия» крейсеровавшим между Аланскими и финскими шхерами. А вот в боевых действиях Отечественой войны 1812 года участвовать ему не пришлось, так как с 1811-го по 1814 год в чине лейтенанта командовал яхтой «Ласточка» в Белом море. Но этот полезный опыт пригодился ему вскоре в реализации задач следующей кругосветной научно-исследовательской экспедиции.

Бриг «Рюрик» для нее строили на личные средства Государственного канцлера Российской Империи графа Н.П.Румянцева, под патронажем Крузенштерна и персональным наблюдением командира корабля - О.Коцебу. Это крохотное по нынешним меркам суденышко а для кругосветного плавания и подавно. Но Коцебу остался им доволен. Считая, например, что малая осадка способствует подходу к берегам на мелководье, а внутреннее устройство вполне обеспечивает сохранение здоровья экипажа. Вот так, спустя девять лет после окончания первой кругосветной экспедиции с его участием, Отто возглавил новое кругосветное плавание с целю отыскания северо-восточного морского прохода из Тихого в Атлантический океан. Кронштадт покинули 30-го июля 1815-го года. Причем имея исключительно научные цели шли под российским военным флагом и с пушечным вооружением ! Вместе с исследователями на борту судна собралось 34 человека. Спустя три года – 23.07.1818 экспедиция завершилась. Позади остались тяжелые испытания, опасности и потери, но и радости открытий и преодолений. О них, целях и результатах путешествия предлагаю узнать из описаний непосредственного участника событий - Отто Коцебу. Мы же порадуемся наступившей в жизни нашего героя череде памятных и приятных событий.

Во-первых, за поход он был произведен в капитан-лейтенанты .
Во-вторых, за него же награжден орденом св. Владимира 4-ой степени
В-третьих, за беспорочную выслугу ...в восемнадцати шестимесячных морских кампаниях он был отмечен орденом св. Георгия 4-го класса. Исключительность последнего награждения не была обойдена вниманием современников. Ведь оно подоспело необычно рано для офицера флота, не говоря уж об армии, где этот орден полагался за 25 лет в офицерских чинах! Тогда же назрела и потребность запечатлеть черты героя ставшего уже широко известным события. И вот перед вами мастерски гравированный кудесником своего дела А.Г.Ухтомским портрет Отто Коцебу работы известного в то время художника- портретиста – А.Варнека.

Резонно, что такому красавцу досталась и еще одна награда! Уже в декабре того же года в церкви св. Николая в Козе состоялось венчание Отто Коцебу с двадцатилетней девицей Амалией Цвейг. Но начавшийся для них под знаком семейного счастья следующий - 1819 год принес нежданную и горькую весть из германского Маннгейма. Оттуда на весь мир прогремело сообщение об убийстве Августа Коцебу.


Сцена смерти А.Коцебу

Может, помните стихотворение А.С.Пушкина «Кинжал»? Так то был лишь один из припозднившихся и уж никак не сочуственных откликов на это нашумевшее событие.

С 1819-го по 1822 год Отто обосновался в родном Ревеле, состоя для особых поручений при военном губернаторе и главном командире Ревельского порта адмирале А. Г.Спиридове. В это время Коцебу усердно работал над материалами экспедиции на «Рюрике». Его отчет, вышел трехтомным изданием в период с 1821 по 1823 годы. Помимо этого увидела свет книга «Путешествие в Южный океан и Берингов пролив для отыскания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815-1818 гг.. на корабле «Рюрик» под начальством флота лейтенанта Коцебу». части 1-2 (1821)

Возможно, вам знакомы строки не публиковавшегося при жизни поэта и датируемого 1823 годом стихотворения из «первой массонской тетради» А.С. Пушкина:

Завидую тебе, питомец моря смелый,
Под сенью парусов и в бурях поседелый!
Спокойной пристани давно ли ты достиг -
Давно ли тишины вкусил отрадный миг?
....
И вновь тебя зовут заманчивые волны.
...

К кому только не относили их различные пушкинисты. Однако наиболее достоверной и обоснованной представляется версия В.П.Старка, прослеживающая связь вышеприведенного текста с Коцебу. Догадка подтверждается кропотливым анализом содержания текста и идентификацией рисунка, набросанного на полях рукою Пушкина, с уже известными нам портретными чертами Отто Коцебу.

Что уж говорить о том, что и само время написания - канун единственного готовящегося тогда в России кругосветного плавания. Что верно то верно, Отто вновь собирался в дальний и полный опасностей путь !

28 июля 1823 года, через два десятилетия с начала первой российской кругосветки, шлюп «Предприятие» под руководством Коцебу оставил Кронштадт отправляясь в третье кругосветное плавание с его участием. Чтобы снова провести без малого три года в морях и океанах. На якорь в Кронштадте стали лишь 10 июля 1826 года. За этот поход О.Коцебу был произведен в капитаны 2-го ранга. Что до самого путешествия то я привычно отсылаю вас к первоисточнику, описывающему это наиболее трудное и последнее для Отто плавание сугубо объективно, к «Путешествию вокруг света на военном шлюпе «Предприятие»» изданному Коцебу в 1828 году.

Состоя с 1827 -го года снова при адмирале Спиридове в Ревеле, а затем и командиром корабля «Император Петр Первый» 23-го флотского экипажа в Кронштадте он привычно работал над отчетом и книгой. Тем временем подорванное плаванием здоровье все больше давало о себе знать, да так, что 14 ноября 1828 года состоялся перевод в Гвардейский экипаж с уволением в Ревель для излечения болезни.

В 1829-ом году его производят в капитаны первого ранга, а уже 12 февраля 1830 -го года увольняют со службы «по расстроенному здоровью».

Оставив море, он обосновался со своей семьей в Эстлядской губернии, по большей части на мызе Трийги, прожив еще почти 16 лет и посвятив себя детям, дому и хозяйству. И, как утверждают, был воистину образцовым семьянином и хозяином. Время от времени встречался с Крузенштерном.

Отто фон Коцебу скончался в Ревеле от сердечного приступа, после пятимесячной тяжелой болезни ранним утром 3-го февраля ( по старому стилю) 1846 года. 58 - ми лет от роду, 27 из которых прошли на службе в Российском флоте. И похоронен был в Козе, чему мы, пожалуй, и обязаны сохранностью его могилы. А широко растиражированное заблуждение: «где и погребен в Вышгороде, в соборе, рядом с адмиралом Грейгом. Над его гробом воздвигнута великолепная мраморная гробница» всего лишь еще одна ошибка и не более. Ведь не секрет, что осененный Андреевским флагом под упомянутой гробницей таллинской Домской церкви лежит другой многократно упоминавшийся здесь человек - адмирал Иван Федорович Крузенштерн он же Адам Йоханн фон Крузенштерн. Ментор, переживший своего протеже - О. Коцебу на каких то пол года.

Надгробие Отто соседствует с другими носящими имя Коцебу. Слева и справа могилы его безвременно умершей дочери и вдовы. Последняя, прожившая годы после смерти мужа в Германии и там же умершая, пожелала быть похороненной рядом с ним.

Известно, что от их брака родились 5 дочерей и 3 сына. Один из которых – Петр, пойдя по стопам отца, дослужился до контр-адмирала Российского флота.

Необъятному миру в наследство остались обнаруженные им 399 островов в Тихом океане, залив, архипелаг и много другого, включая карты, книги, отчеты и добрую память о нем. А вот мыза в руках нового хозяичика из местных - в упадке. Жаль.

Больше иллюстраций вы найдете на фото-сайте "Наши везде" в фотоальбоме "По эстонии" Козе и Трийги на стр. 8.