Поспешишь – людей насмешишь. Вот и я, сбросив второпях не окончательный вариант текста про псов Господних, обнаружил ошибку уже по обнародованию материала. Верно говорят, что ничто не оказывает такого влияния на ход истории как сами историки. Особенно дилетанты вроде вашего покорного слуги. Спешу исправить очевидные ляпы в трактовке ревельской встречи Альбертуса Магнуса с Маврикием. Хоть оба и могли здесь видеться в 1255 году, но Маврикий отнюдь не в роли настоятеля. Уж больно молод он тогда был для поста приора, да и учеба в Кельне, а позднее в Париже, предстояла ему, начиная с 1268-го года. Лишь спустя десятилетия после 1255 г. он станет лектором, а там и настоятелем монастыря доминиканцев в Ревеле.
Да и Альберт, хоть и уже провинциал орденской провинции Тевтония, еще не числился Магнусом (т.е. Великим). Являясь обладателем многих титулов, он в ту пору все же упоминался как Альберт Лауингенский либо Кельнский. Это потом его нарекут Альбертусом Тевтоникусом или же Германским. Да и приставка Великий появилась посмертно, начиная с 14-го века. Но что заслужил, то заслужил. Вот уж кого отличали величайшие способности, трудолюбие и разнообразие интересов. Помимо теологии с философией он и в алхимии преуспел, и в астрологии свое слово сказал, и геологию с ботаникой и зоологией не обошел вниманием. Словом, был тем, кем и именовали - «doctor universalis». Молва приписывает ему дела и вовсе магические, даже для нашего понимания невообразимые. Это за ним числится создание андроида, читай робота-прислуги, способного не только открывать двери гостям, но и действовать вполне самостоятельно, включая поддержание беседы!!! Причем «механическая кукла» женского образа в человеческий рост будто бы не просто реагировала на чужие вопросы, но склонна была поболтать и сама по себе. Легенда повествует, что причиной ее безвременной кончины стал гениальный ученик и преданный друг Альберта - Фома Аквинский. По натуре своей замкнутый и молчаливый, он, столкнувшись со столь необъяснимым, пугающим явлением, в сердцах хватил странную служанку посохом по башке, разрушив это чудо техники. Ломать - не строить, а создавал ее Альберт, как утверждалось, долгих 30 лет. Хотите верьте, хотите нет. Видно неспроста иные из исследователей наследия Альберта Великого ставят вопрос о местонахождении источников, к которым, судя по всему, имел доступ наш потрясающий доминиканец. Эзотерические знания - штука тонкая. Ну а вместе с даром провидения и подавно.
Однако вернемся в Таллин к дому Маврикия и к тому, что в доме этом с недавнего времени творится.
После доминиканцев дом многократно переходил из рук в руки. Были среди владельцев и члены магистрата и купцы. И естественно, что сотнями лет никто не стал бы сохранять обстановку 13-го века без изменений. Что-то перестраивалось, приспосабливалось к реалиям быта своего времени. Но кое что сохранилось чуть ли не в первозданном виде, например, входная дверь, да и пугающе узкая винтовая лестница в стене, куда дано протиснуться далеко не каждому. В старом доме всегда не без странностей. Взять хотя бы то, что, располагаясь на улочке Катарийна кяйк, дом имеет адрес: ул. Вене 12/1В. Что до нынешних жильцов, то уверяют, будто в доме всего два привидения. Одно зовется Йозефом, а вот другое вообще образа нечеловеческого. Сказывают, будто это Белая лошадь, если не Единорог вовсе. Но и этого дому показалось мало и в этом году он приютил в своих стенах еще и пеструю ораву кукол. Ну, как тут не вспомнить Альберта Великого и его андроида.
А совсем недавно дом выкинул еще одно коленце. Во время чистки дымохода, которые и раньше случались достаточно регулярно, что-то вдруг шумно грохнулось вниз. Подумали было на отвалившийся кирпич, но не тут то было. Что бы вы думали обнаружилось в камине? Все равно не угадали. Там оказались многочисленные, различные по форме, сохранности, материалу и очевидно срокам изготовления пупсики. Уже ясно, что возраст этой находки более чем солидный. Антикварные на вид изделия требуют тщательной экспертизы и оценки. Похоже, компетентных экспертов для подобной находки в Эстонии нет. Так что до получения результатов придется набраться терпения. Но вы можете посмотреть на некоторые из находок прямо сейчас. И если, вопреки ожиданию, сможете ответить на вопросы: что это такое, для какой цели, кем, где и из чего изготовлялось то ... милости просим.
Вот только маленькая толика найденного, разложенная по ячейкам симпатичной коробочки. Правда, любопытно?
Ну а теперь раскроем секрет и других кукол. В, и без того заслуживающем внимания доме, с мая этого года благодаря новым хозяевам размещается - Эстонский Кукольный Дом. Достаточно исчерпывающую информацию о его деятельности вы почерпнете на сайте http://dollart.ee/ru/.
А еще вы, как обычно в фотоальбоме Таллина на стр. 47-50, сможете посмотреть на ставший уже знакомым для вас дом и полюбоваться великолепными куклами, которых мне позволили сфотографировать.
Конечно, это далеко не все экспонаты, из находившихся в музее на момент моего посещения. Впрочем, и сама экспозиция постоянно меняется и пополняется. Что-то продается заинтересованным покупателям, что-то отправляется восвояси или на выставки в разные страны. И в самом доме одна выставка сменяет другую, один мастер класс другой. Увлеченные этим делом - несомненно сложным, требующим фантазии, усидчивости, вкуса и опыта работы с разнообразными материалами - люди нашли здесь свой клуб, а посетители праздник для души. Что уже немало в наше непростое время. Попутно развивается программа помощи тяжело больным детям. Но об этом прочтете на сайте сами. Внизу визитная карточка хозяина дома – человека, способного не только на известный коммерческий риск, но и на неординарный поступок.
Бог в помощь ему и Эстонскому Кукольному Дому!
Жаль трудов автора . Всё впустую .Альберт Великий никогда небыл в Ревеле(Таллинне), как и небыло Маврикия ( возможно автор имел ввиду Мауриция -священника- доминиканца, немца по происхождению ).Который никогда не избирался приором( настоятельем,викарием ),возможно временно исполнял обязанности во время отсутствия оного .В Таллинне никогда небыло монастыря ( у доминиканцев дом священников называется – конвент .) И не может проживать настоятель вне приделов обители . Незнаю откуда у автора иллюстрация с изображением доминиканца, но неможет даже примерять на себя он митру ( как неможет щеголять солдат по части в маршальском парадном костюме ).Кроме этого в костюме доминиканца четыре ошибки ( несвойственные облачению элементы ) . Как неможет быть и истории описываемого домика, построин он и все близьлежащие здания, из обломков некогда самой большой церкви Екатерины Великомученницы разрушенной во времена реформации . До реформации на этом месте располагался церковный погост ,вот поэтому и строили тут себе дома люди из нижших социальных слоёв ,вот чем можно объяснить присутствие архитектурных каменорезных элементов и фрагментов статуй . Дома отличны по архитектуре от типичных таллиннских домов ( высокий треугольчатый фасад с лестницей , главный вход с улицы , планировка дома вытянута во двор). И ещё три десятка лет тому назад эти дома являлись сараями , то что сейчас называется улицей ,было проходным двором.
Вообще то это фреска работы Томмазо да Модена с изображением Альберта Великого. Датируется она 1352 (?) годом, и находится эта фреска в церкви Сан-Никколо в городе Тревизо в Италии.
Видимо, итальянский художник был полным профаном по части знаний формы одежды священников, а отцы-настоятели, которые курировали создание этих фресок, тоже хер забили на эти подробности (что с них взять – тупые провинциалы из мрачного средневековья :-)), и теперь наш Aleksandr (the clerkly) – ученый муж 21 века – может указывать нам на ошибки. Браво, Aleksandr (the clerkly)! Так их! В бога-душу-мать!
* * *
Aleksandr, вы что – историк?
Юрий Викторович! Спасибо за защиту. Если честно, то я даже рад, что кого-то зацепило. То, что Альберт некоторое время и впрямь был епископом (со скрипом согласившись на такое исключение из правил под давлением Папы и, в конце концов, от сана отказавшись под предлогом состояния здоровья, а по сути ради занятия наукой) – факт непреложный. Чья фреска Вы и сами объяснили. Естественно, из нашего далека лучше знать, как изобразить облачение доминиканца. Командировочное удостоверение Альберта с отметкой о пребывании в Ревеле не видел, но по срокам пребывания на посту провинциала орденской провинции Тевтония ( куда относился и Ревель на тот момент) быть здесь он вполне мог. По поводу Маврикия руку в огонь не положу, но на данный момент в городе Таллин есть организация, ставящая своей целью изучение его персоны и даже наследия. Есть и публикации людей серьезных на этот счет. Будем считать, что ошибка на их совести. Таблички на дом повесить, конечно же, не проблема и даже проспекты издать. И, признаться, вся информация о датировке строительства, принадлежности к монастырским постройкам, а тем более пребывании указанных лиц в стенах этого домика довольно таки нова даже для коренных таллинцев. Да и то, что “проходной двор” (термин из фильма с аналогичным названием, в котором тогдашнее состояние улочки достаточно хорошо видно) сравнительно недавно стал туристической Меккой Таллина, известно здесь каждому. Кстати до раскрутки этого туристического объекта многое здесь выглядело, на мой взгляд, куда более достоверно. Что до конвента, то соответствующее помещение имелось на территории монастыря до самого погрома в Реформацию. Однако, монастырь не гриб, быстро не рос. А собираться монахам где-то надо было со времен основания. Возможно, что и в этом домике собирались. Согласен, что есть много спорного и нуждающегося в разработке. Мною изложено то, что имеется под рукой на данный момент, без претензий на истину в последней инстанции. Желающим убедиться, что дом имеется в наличии, работает, экспонирует кукол и даже сотрудничает с актерскими коллективами, ставящими здесь спектакли по мотивам произведений Цветаевой, путь свободен. Для интересующихся Альбертом материалов хватит на годы изучения. Тема Маврикия, подлинности дома, его возраста, происхождения пупсиков и проч. ищет своих исследователей. Бог в помощь!
Видимо, итальянский художник был полным профаном по части знаний формы одежды священников…..-Речь шла не о компитенции худохника , а о неудачно выбранной иллюстрации .Изображение Альберта сушествует внескольких вариантах: 1.как доминиканца -в хабите. 2. как епископа(с 1260 по 1262г. )- в мантии и митрой . 3.как философа -в гражданском платье .4. как святого – 1 или 2 вариант толко с нимбом ( после 1930 г.) Данное же изображение возможно является чемто-то вроди доски почета или знаменитые тревизцы .Написано по второму варианту .А вот после 1622г. после беатификации в изображение внесены поправки(что не носило обязательный характер) точнее, Альберту одели доминиканский плащ поверх альбы(рубашка ).Дорисовывал плащ скорее всего кто-то из прихожан , под присмотром приходского священника ,который необязан знать всех деталей . Я вижу что Вы люди скажем так военные ,по-этому попытаюсь провести некую парралель между доминиканским орденом и армией СА . До официального признания папой орден носил наименование “Воинство Христово” . В 13 веке Орден являлся своего рода папским спецназом , священники в ранге епископа (только доминиканцы и епископы могли служить воскресную мессу )находились в прямом подчинении только Провинциалу -Магистр -Папа .Вступая в орден человек проходил тщятельный отбор , давал присягу , становился монахом(курсантом) , получал образование в монастыре( ВУ) -,над ним совершался обряд рукоположения(присвоение оф.зв.),отправлялся на службу в новый конвент ( в/ч ,дальний гарнизон ).Вся деятельность ордена как и армии строго регламентируется уставом .Весь распорядок дня по часам расписан ,положением и уставом утверждаются как правила ношения формы одежды так и нормы довольствия .И всё это пожизненно .У ордена существуюет и второй вид монастырей ( дом ветеранов Армии и Флота).Так ,что немог Альберт будучи провинциалом( избирается сроком на 4 года )по аналогии с армией( командующим ГСВГ) отправится пешком( как предписывает устав ордена)в длительное путешествие с целью посетить своего бывшего слушателя ( курсанта, теперь уже офицера проходящего службу в ПБВО),Маурициуса в любой момент местный провинциал мог отослать ещё дальше .Так , что даже теоритически ихняя встреча невозможна . Физически проблема многомесячного пешего похода неимеет смысла Альберту 55-65 лет ! Для авторов желающих приобщится к истории ордена узнать историю монастыря или узнать хотя бы настоящее ( до вступления в орден )имя Маурициуса , узнать была ли встреча ..нет проблем .Есть громадный архив . Если Вам сейчас 20-25 , вы католик (хотя бы лет 5 ) вступите в орден или получая образование изберите темой для дисертации эту историю, попросите настоятеля получить благословение от провинциала, тот всвою очередь добившись аудиенции у Мастера Ордена , возможно походотайствует о крайней важности для католической церкви ваших изысканий и когда будет выделенно финансирование вас допустят в римский архив . Анатолий вопоследнем коментарии Вы говорите о фильме . Так вот в советское время в бывшей церви располагался гараж а в зданиях бутафорский склад и мастерские ” Таллинфильма” ( вот почему такая казалась бы нумерация строений ).Двор являлся прекрастной съёмочной площядкой для десятков фильмов . По сценарию одного из них это была Женева а дом домом аптекаря врачевателя Парацельса . Съёмки длились долго . В конце 80 нач. 90 улицу уже открыли. Таллинфильм съехал .Количество туристов увеличилось а новое поколение гидов проходя мимо говорили о Парацельсе .У дома появились хозяива .Коментарии экскурсоводов так понравились очередному владелцу, что несколько лет на доме красовалась табличка ” тут жил П…….. ” . А по-поводу кукол нечего сказать, хорошая идея ,стильно и прекрастное украшение городу .
Aleksandr, огромное спасибо за увлекательный рассказ.
Жаль, что нам всем уже далеко за сорок, и не католики мы, чтобы добраться до первоисточников. А то бы спустя десятилетие смогли бы предметно поспорить на основании полученных знаний.
Как ни крути, история – наука туманная и в большинстве случаев неточная, искаженная и противоречивая. Лично для меня история должна быть увлекательно-развлекательно-поучительная, а все остальные подробности – в топку!
Уважаемый Aleksandr!
Очень признателен Вам за столь тщательный «разбор полетов». Пусть даже эта полемика мало кого задевает среди пользователей сайта кроме нас с Вами да еще его администратора. Ваш подход к популяризации мною новодельной таллиннской легенды мне близок и даже импонирует. По стилю изложения и характерным ошибкам могу предположить, что Вы, похоже, из «титульных» и уже не очень молоды. Я, увы, тоже не гожусь на роль обуреваемого честолюбивыми помыслами послушника, жаждущего открыть миру всю подноготную ордена доминиканцев или хотя бы наиболее известных его представителей. Так что предложение работы с архивами останется вакантным.
Повторюсь, что в изложенном мною материале я не помышлял претендовать ни на пальму первенства, ни на истину в последней инстанции. Это лишь пересказ того, что, как Вы верно отметили, произвольно толкуется как гидами так и нынешними владельцами строения именуемого с недавнего времени домом Маврикия.
Собственно и пикировка наша с Вами не о том, как следовало бы изображать Альберта в тот или иной период его жизни, как верно именовать называемое мною монастырем, а Вами конвентом, и мог ли осилить пешком уже немолодой орденский провинциал путь до Ревеля (а ведь обошел пол Германии и ходок был не из слабых, недаром заслужил прозвище Bischof Bindschuh из-за предпочитаемой им обуви простонародья), и даже не в сравнении домишек Катарийна кяйк с более поздним хоть и доминирующем архитектурным стилем богатых таллинских улиц, а в том – согласны ли мы оба с утверждением, что в этом домике мог проживать приор, и его мог посещать Альберт.
Скажу честно, мне это интересно, но не настолько, чтобы посвятить оставшуюся жизнь доказательству данного предположения.
Каждый волен верить или не верить в легенды подобного рода, как и в то, что популяризирует некто М. Лаар или современные учебники истории независимой Эстонии. Лично мне предположение о пребывании Альберта в Ревеле кажется куда менее фантастичным, чем откровения баснописцев, сочиняющих новейшую историю.
Любопытно, какой бы из нижеприведенных портретных изображений Альберта устроил бы Вас применительно к раскритикованному Вами тексту?
Уважаемый Алексей ! Ваше КВОКУ наверняка именовалось в документах как скажем в/ч 11111 ,а на территории училищя размещается ещё одна в/ч 22222 рота обеспечения находящаяся в подчинении Зам.по тылу или хоз,рота. И Служит в ней солдат, по штату -стрелок ,а все два года пасёт свиней на ферме в районе Борисполя . Уходя на дембель делает альбом . Конечно Вы представляете как он оформлен ,в нём несомненно есть фотография с пушкой и торжественное построение , фото начальника училища.А по прошествие лет , его потомки устраивают шоу, да и ещё новые владельцы здания бывшего фермой повесили табличку ” КВОКУ”. Так вот в Таллине и потомков с альбомами визбытке и табичек штук шесть .Даже табличку советского образца ” ..памятник архитектуры охраняется государством ” преднамеренно не снимают . По поводу как называть не важно, поясню почему . у действующего доминикаского конвента несколько официальных названий :”Дом Св.Екатерины из Сиенны”-катол.церк.регистр , “Орден проповедников в Эстонии”-назв.юридического лица , “PUHA SIENA KATARIINA KLOOSTER”-наз.в соответствии с требованиями Эст.законодат. и закрепившееся в народе ” доминиканский монастырь” . Если открываете свой бизнес , выбирайте понравившееся название добавте AU(акционерное обшество) и нет проблем . По поводу встречи . Сейчас и в те времена границы доминиканских провинции не совпадают с границами государств или территорией Тефтонского Ордена . Например монастырь в Хельсинки управляется из Франции , а провинция охватывающяя Италию ,Швецарию часть Германии называетя Сиеннской , провинции именуются не географически , а по именам святых . Даже опустив это предположим визит Альберта в Ревель , этот факт всячески популизировался современной католической церковью ,тогда бы и доминиканцы неприменули бы воспользоватся его именем в названии . В любом случае он бы гостил в той часть здания предназначенной для проживания священников которая находилась с другой стороны церкви в 70метрах от описываемого вами дома У викариев небывает отдельных покоев ,тем более отдельно стоящих зданий вне приделов монастыря (употреблено слово “монастырь” так как в период строителства вразных частях здания проживали священники и мастера возводившие церьковь ,так-же члены Ордена .). Комнатой викария считается комната священника назначенного провинциалом или комната того ,кто временно исполняет его обязанности во время отсутствия .Южной границей монастыря является церковная стена . А вот к югу от церкви обычно располагалось кладбище .Первые захоронения скорее всего начались ещё в период строительства .Если обратить внимание, то не во всех зданиях на этой улочке есть подвалы если и есть ,то неглубокие .Если общались Маврикий с Альбертом то только в период между 1245-1250г. в Парижском университете . Оставил ли наследие после себя Маврикий .Если и оставил какие либо сколь значимые труды , то в Таллине их нет . История это всё таки наука опирающяяся на факты и документы , легенда это скорее логическая цепь событий ничем неподтверждённая документально но укладуваюющаяся в рамки сознания , а всё остальное мифы ,красивые сказки .
Скорее всего это последний коментарий нашей дискусии . Преведуший коментарий частично неточен по отношению названия тевтонской провинции , написал неуточнив. Альберт в 1254г. избран Генеральным Викарием Саксони . В первый год после избрания ,должен осуществить пасторский визит во все монастыри провинции . Последним наиболее отдалённым пунктом стала нынешняя Латвия , да и то упомянул он её только потому что,тут его угощяли вкусным блюдом из только что убитого лесного зверя ,скорее всего речь шла о медвежатине . С 1219 в Ревеле постоянно находились несколько доминиканцев ,обосновавшись на Тоомпеа построили деревянную часовню просуществовавшую до 1260г. на месте нынешней Домской . В 1229г. получен участок земли в Нижнем городе , в 1246 начато строительство дома Ордена. В 1255 году здание находилось в стадии строиельства , монастыря как такового не существовало(на воен.- в/ч в период формирования или кадрированая ).Фомально орден в Ревеле существовал ,но юридически к провинции неотносился .По завершению строительства в ноябре1261(62)г.начал действовать .Так что его мог поситить только следующий или второй после Альберта викарий провинции. Что до Маврикия ,в исторической литературе 1984-89г. упоминается, что в городском архиве существует его неотправленное письмо датируемое 1284г..Учитывая то что у доминиканцев редко кому удавалось пробыть более десяти лет на одном месте , то Маврикий прибыл в Реваль неранее 1269г. Точно известно что 14 сент.1524г. -разрушенны три самые значимые церкви в том числе и Св.Екатерины , а 12 янв.1525г. дата прекращения деятельности Ордена и официального ухода из Таллинна . Участок земли,здание церкви все строения были переданы во владение магистрату . Эту дату следует принимать говаря о домике кукол .
В настаящее время, ничего из историчских владений Доминиканскому Ордену непренадлежит . Спасибо за воможность кое что высказать .Оказался на вашем сайте случайно,благодаря теме ” Псы Господни “.
Aleksandr, спасибо, что внесли историческую ясность.
Лично я, как администратор, приглашаю вас к дальнейшему общению и взаимодействию: мне всегда импонируют люди пытливые, инициативные, несогласные с ошибками. Так же у нас есть параллельный проект “Наши везде” – для фотографий, которые вы можете высылать мне в неограниченном количестве в оригинальном качестве, следуя инструкциям. Я подозреваю, что у вас должно быть много интересных фотографий Таллина, где вы живете и так много о нем знаете.