"Я СКАЗАЛ: СЕГОДНЯ НИ ОДИН УКРАИНЕЦ НЕ УМРЕТ". Как ГРУ России планировало теракт в центре Киева с массовой гибелью людей.

Со стороны выглядело так, что 30-летняя Анастасия просто гуляла по центральным улицам Киева, периодически общаясь по телефону. Вот - Дом профсоюзов. Вот - улица Городецкого и Институтская. И Национальный банк. Под ним очень много людей - митинг. Женщина оценила количество собравшихся и прошлась к скверу между театром имени Франко и Администрацией президента. Села на скамейку. Она нервничала и постоянно набирала номер куратора.

Несмотря на декабрь, руки, сжимавшие телефон, дрожали не от мороза. Женщина думала о своей сумочке. В ней 3 кг в тротиловом эквиваленте. Чистая смерть. Достаточно, чтобы снести половину торгового центра. И граната РГД-5 — это "план Б" на случай задержания.

- Где больше людей? - спрашивал по телефону сотрудник ГРУ Константин.

- У левого крыла, - отвечала женщина.

- Тогда оставь сумку там и уходи.

В этот момент рядом присел крупный мужчина. Между ними завязался очень короткий разговор, полный пересказ которого уже невозможен - в силу разных причин и обстоятельств. Но суть его была следующей.

- Анастасия, меня зовут Андрей. Я сотрудник контрразведки Украины. Я знаю, что вы собираетесь сделать.

- Что я собираюсь сделать? Вы кто такой? Что вам нужно?

Чуть ранее началась и продолжалась во время разговора незаметная эвакуация людей в радиусе 500 метров - на такое расстояние долетели бы осколки. Дети, женщины с колясками, прохожие - сотрудники под прикрытием ловко заворачивали зевак, расчищая маленький сквер. Одновременно с этим в районе Администрации президента отключили всю связь. Теперь активировать бомбу можно было только вручную.

"Я сказал ей: сегодня ни один украинец не умрет", - описывал Андрей этот эпизод в разговоре со мной.

***

Андрей Таранов, который лично задерживал Коваленко и предотвратил массовую гибель людей в центре Киева, в последующем стал генералом. Был волонтером. Помогал армии. Создавал спецподразделения. Работал в Администрации президента. Курировал работу спецслужб. В сентябре 2016 года трагически погиб в Киеве, разбившись на водном скутере.

***

Пять лет назад я спросил Андрея, почему главари террористов до сих пор живы. Я приводил в пример МОССАД, потому что Андрей в свое время работал в Израиле. И он тогда заверил - "вот увидишь" - со временем мы накажем всех до единого:

"Наказание для убийц неизбежно. Советую об этом помнить тем, кто сегодня убивает украинских граждан, рассчитывая, что сможет после войны чувствовать себя в безопасности. Никто не забыт и ничто не будет забыто, наказание за преступления неотвратимо и неизбежно".

Оглядываясь, я вижу, что как минимум часть имен, которые тогда упоминались в нашем разговоре, к этому моменту стерты из истории. Самое время сказать: "Спасибо, Андрей". Обещания выполняются.

Петр Шуклинов.