Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно –
не мертвым!
Это надо –
живым!
/Р. Рождественский/

С годами, становясь старше, нередко задумываешься о том, что какую-то часть из прожитых лет жизни незримо разделяешь с теми, кого с нами уже нет... Или, может быть, даже те годы, которые им не суждено было прожить, они отдали нам, чтобы мы вспоминали о них. Ведь недаром же говорят, что человек живёт до тех пор, пока о нём помнят.

Вот только история жизни для многих из живших на этой Земле людей, часто ограничивается датами их рождения и смерти, которые со временем превратятся в безвестность...

Однако среди них имеются такая категория людей, о которых будут помнить неизмеримо дольше, вне зависимости от того, сколько было ими прожито. Такую «привилегию» себе они заслужили совершенными ими поступками (или даже поступком), которые нашли «отзвук» в душах других людей – не только родных и близких. И чем больше будет этих «отзвуков», тем дольше сохранится память о них.

Этот небольшой очерк я хотел бы посвятить памяти своего однокашника по Училищу – Юрия Довгалёва. Кому-то напомнить, а кого-то и ознакомить с его основными биографическими данными, за которыми проглядывается незаурядная личность этого человека.

Я не был его близким другом, но был его товарищем, с которым делил радости и трудности учебы и службы – как в общем строю, так и в совместных делах. По курсантским годам у меня сохранились о нём самые добрые воспоминания, как о доброжелательном человеке, надёжном товарище и интересном собеседнике, несколько замкнутом в себе человеке, но с широкой и искренней душой.

* * *

Родился Юрий Сергеевич Довгалев 6 августа 1963 года в деревне Новоселицы Новгородского района Новгородской области в семье военнослужащего. По национальности – белорус.

Здесь же, в военном гарнизоне, где он родился, служил его отец, Сергей Киреевич Довгалев, прошедший путь от солдата до заместителя командира 72-го отдельного учебного полка связи и радиотехнического обеспечения Военно-Воздушных Сил (скоропостижно умер в 1979 году).

Из воспоминаний матери Юры, Людмилы Александровны: «...мальчик был очень любознательный, веселый, живой, добрый, подвижный – не уследить... К пяти годам, наблюдая за моей подготовкой к урокам в школе, видя большое количество книг с яркими картинками, Юра научился читать. Однажды я увидела, как он плакал, прочитав сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Умение сопереживать, сочувствовать человеку, попавшему в беду, всегда было в характере сына».

Первые восемь лет Юра учился в местной школе – был отличником, занимался спортом, легкой атлетикой.

Учителя и одноклассники помнят о нем, как о самодостаточной, самостоятельной и целеустремленной личности. Так, по воспоминаниям его одноклассницы Татьяны Пошатаевой (Автомеенко) он был умным, серьезным, всегда задумчивым, сильным и очень обаятельным человеком. «Таких незаурядных личностей не только в классе, но и во всей школе было немного. Сидеть с ним за одной партой была большая ответственность, потому, что не хотелось выглядеть глупой, хотелось быть «на уровне». Помню, в 3-м классе был у нас контрольный диктант. Юра пальчиком показывал мои ошибки. С помощью такого незаменимого друга мне поставили «5», Юра получил «4», так как отвлекался. Мне было стыдно за «5», а Юра сказал: «Не переживай, когда-нибудь ты сама справишься с диктантом, а я тебе очень мало подсказал».

С малых лет Юра, живя на территории Новоселицкого гарнизона, интересовался всем, что связано с армией. Он уже тогда чувствовал тягу к военному делу, а повзрослев, мечтал стать офицером, «как папа». По воспоминаниям его мамы: «Однажды малыш пропал, возле дома и поблизости его нет. А мы были в д. Боры у бабушки. Проказник нашелся через полтора часа и сказал: «Я ходил в поход!» Потом жители деревни рассказали, что видели Юру, как он чеканил шаг, командовал сам себе и прошел 2 км до Божонского моста туда и обратно».

Поэтому решению Юры поступить в Ленинградское суворовское военное училище никто не удивился.

Успешно обучаясь в суворовском училище (закончил его с красным дипломом), он был участником популярной в северной столице агитбригады «Алые погоны».

Будучи суворовцев Юрий начал писать юношеские стихи, немалая часть из которых была посвящена смыслу жизни и превратностям судьбы. Высокие моральные понятия он впитал с раннего детства от отца-офицера и матери-учительницы:

Нам шагать проторенной тропою,
Но не может не двигаться мир.
Нужно – мы защитим и собою
Честь, суворовский славный мундир.

В 1980 году Юрий поступил в Киевское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище имени М.В. Фрунзе (разведывательный факультет, английский язык).

И там, несмотря на напряженность учебы и службы, он не бросает своих поэтических поисков, пытаясь осмыслить взаимосвязь между собой и Родиной:

Ты у меня одна на целом свете,
Ты прикажи, не будет мне преград
Ни желтой осенью, ни жарким летом,
Я на посту всегда. Я – твой солдат.

На 4-м курсе училища он женился на Ирине – той единственной и неповторимой, которую встретил и полюбил в Киеве. Свидетелем на его свадьбе стал его друг – Андрей Лискин, погибший, как и он, в Афганистане, только годом позже.

По окончанию училища (также с красным дипломом) он получил распределение в Среднеазиатский военный округ – командиром взвода в 78 танковую дивизию (г. Аягуз, Семипалатинской области, Казахской ССР).

Как вспоминает Юрина мама «С первой своей зарплаты к Дню учителя Юрочка прислал мне перевод на 50 рублей, это немалые деньги для лейтенанта в то время. А в письме сыночек мой родной написал такие слова: «Мама, тебе никогда за меня не будет стыдно».

Уже тогда, только получив распределение, Юрий, очевидно, для себя решил, что своё офицерское становление он должен пройти через суровую школу реальных боевых действий, и, по свидетельству его друга детства (Чалова Сергея Николаевича), сам написал рапорт, чтобы его направили в Ограниченный контингент советских войск в Афганистане (ОКСВА), где он оказался уже в декабре 1984 года – в 181 мотострелковом полку 108 Невельской дважды Краснознаменной мотострелковой дивизии (Кабул, район «Теплый стан»).

На новом месте службы лейтенант Довгалёв принял под командование взвод разведывательной роты, основной задачей которого было проведение боевых рейдов (фактически, разведки боем) в горах с целью выявления малочисленных банд моджахедов. Натыкаясь на банду, разведчики вступали в бой и по возможности обезвреживали врага. Десять месяцев службы на войне закалили молодого командира физически и приучили Юрия к мгновенному принятию решения, от которого зависела не только его жизнь, но и жизнь его подчинённых. Он интуитивно чувствовал присутствие душманских банд на перевалах и в ущельях, что давало возможность внезапно нападать на врага.

За период прохождения службы (с декабря 1984 по октябрь 1985 года) он принял участие в 16 боевых операциях.

Завершая год службы в ОКСВА лейтенант Юрий Довгалёв в уже мысленно собирался поехать в свой первый офицерский отпуск, мечтая о встрече с родными и особенно с родившейся в апреле 1985 года дочерью Ириной, которую ещё ни разу не видел. Однако, случиться этому было не суждено...

9 октября 1985 года рота разведчиков, в которой служил лейтенант Довгалёв, перешла горный перевал и стала спускаться в долину, в направлении кишлака Расульхейль. В ущелье, недалеко от брода горной реки, где бойцы собирались перейти на другую сторону и тем самым сократить путь, они в упор столкнулись с бандой душманов. Завязался бой. Численностью моджахеды в несколько раз превышали состав нашей группировки военнослужащих. Поэтому Юрий со своим взводом решил вызвать огонь на себя, чтобы дать возможность остаткам роты вместе с ранеными бойцами отойти в горы. По рации он передал на базу местонахождение большой бандитской группировки и сообщил, что они вынуждены вступить в перестрелку, поскольку «душманы» заметили передвижение роты в горах.

Бойцы заняли удобные позиции за горными выступами. Завязался бой. Разведчикам надо было подольше сдержать натиск врага, поэтому прицельного огня они не вели, а только отбивали натиск врага. Душманы, очевидно, догадавшись, что обороняющиеся оттягиваю время, изменили тактику ведения боя – перешли к снайперской стрельбе по позициям бойцов. В ходе боя одна из таких пуль тяжело ранила лейтенанта Довгалёва в голову.

Несмотря на то, что Юрий был тяжело ранен, по воспоминаниям сослуживцев, он не покинул поле боя и продолжал руководить действиями подчиненных, пока не потерял сознания. После отражения атаки его доставили в госпиталь, где прооперировали. Однако, несмотря на все усилия врачей, 10 октября 1985 года он скончался, так и не придя в сознание.

По воспоминаниям матери Юрия Довгалева страшное известие о гибели сына она получила, когда проводила урок в школе: «...однажды во время урока в класс вошел представитель военного комиссариата и сказал: «Людмила Александровна, вам нужно ехать домой». Земля ушла из-под ног. Медики помогли доехать до дома, а там...там железный саркофаг. И первая мысль появилась: «Как же будет расти его доченька, которой исполнилось 6 месяцев, которую он не успел увидеть, не держал на руках, как переживет эту утрату молодая жена Иринушка?!».

Похоронен был Юрий Сергеевич Довгалев в селе Бронница Новгородского района Новгородской области, рядом со своим отцом.

За мужество, стойкость, отвагу и героизм при выполнении боевого задания Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 марта 1986 года лейтенант Довгалёв Юрий Сергеевич награждён орденом Красной Звезды (посмертно).

В память о герое-земляке, родной школе, где он когда-то учился, 21 мая 2019 года было присвоено его имя, а в вестибюле учебного заведения размещен мемориальный уголок с фотографиями и страницами биографии Юрия.

1 сентября 2005 года в Санкт-Петербургском (Ленинградском) СВУ был открыт мемориальный знак в память о погибших выпускниках-суворовцах, среди которых значится и лейтенант Довгалёв.

В городе Великий Новгород на торцевой стороне дома 28 (корпуса 3) по Московской улице, где живёт его мать, Людмила Александровна Довгалёва, установлена мемориальная доска в честь её сына.

Кроме этого на воздвигнутом в г. Великий Новгород «Мемориале участникам локальных вооруженных конфликтов» в списке погибших воинов-жителей Новгородчины (на плите № 1) выбито имя Юрия, а также опубликована информация о нём в памятных областных книжных изданиях:
- «Прерванная весна» (2013);
- «Книга памяти (локальные конфликты) Новгородской области» (2018).

Вдова Юрия – Ирина вместе с дочерью (по совету Юрия названная, как и супруга, Ириной) нынче проживают в Киеве.

Ирина-младшая за успехи в учебе в школе получила серебряную медаль, в 2007 году – с красным дипломом закончила Киевский государственный университет, а в 2010 году она вышла замуж и родила дочку – внучку Юрия Довгалева.

 

* * *

Юрий Сергеевич Довгалёв ушёл из жизни на взлете – на заре своей молодости, полон сил и замыслов, начиная их только реализовывать. Но даже из того, что он успел сделать, память о нём навсегда уже останется в анналах истории... семьи, армейского сообщества (братства), и даже страны.

А еще от него достались нам, хоть и немногочисленные, поэтические строки. И кто знает, если бы ни это «сослагательное наклонение» – «если бы...» вырост бы него, возможно, самобытный поэт:

Течет река, уносит миг в века,
Уносит нашу славу и позор,
Столетья смотрят в реку облака,
Ведут о людях долгий разговор.

О том, что мы не ценим доброты,
О том, что подлости уже не грех,
Что шаг осталось сделать до черты –
Движенье – лишь одно – погубит всех.

О том, что друга бросить нам легко,
И изменить любимому подчас,
Что нам до чести предков далеко,
Что мужество – забытый сон для нас.

Что предаваясь власти и деньгам,
Втираем в пепел имя «человек»,
Что равнодушны мы, нет дела нам
До нас самих, до наших гор и рек.

Но есть просвет во мраке, звук в тиши:
Порой нам совесть не дает заснуть,
И этот голос злу не задушить –
Продолжит человечество свой путь.