Краткие воспоминания  выпускника Училища (1967 г.в.) Г.Д.Мирановича о начале своей офицерской службы был опубликован им в газете «Красная звезда» (12.11.2008 г.) и предлагается вашему вниманию:

* * *

«От Гродно до Киева»
(«Красная звезда», 12.11.2008 г.)

 

Когда мы – небольшая группа выпускников Киевского высшего общевойскового командного училища – прибыли в Гродно, где стояла 30-я дивизия, никто не мог и предположить, что уже через несколько дней придется совершать марш в обратном направлении. Шел сентябрь 1967 года. Страна готовилась торжественно отметить 50-летие Великого Октября. Естественно, по традиции готовили свой рапорт юбилею и советские воины. Этим рапортом, по замыслу военного руководства, должны были стать крупнейшие в истории Вооруженных Сил СССР учения «Днепр». В кратком сообщении ТАСС, появившемся в печати во второй половине сентября, говорилось: «В соответствии с планом боевой и оперативной подготовки Вооруженных Сил СССР на территории Украинской и Белорусской ССР начались учения ряда военных округов. На учениях принимают участие все рода войск. Учения имеют целью подвести итоги боевой выучки частей и соединений и их оперативной подготовки за 1967 учебный год».

Впрочем, на момент появления этого сообщения, поднятые по тревоге войска, уже выдвигались в районы сосредоточения. Таким образом, мы попали, что называется, с корабля на бал. Конечно, на душе было тревожно: ведь мы шли в «бой», не успев, как следует познакомиться с личным составом. А как хотелось не то чтобы отличиться – не подвести однополчан, оправдать свое назначение в дивизию с такой славной историей! Не забыть, с какой остротой ощущались причастность к ее героическим традициям и ответственность за свое место в строю, когда доводилось проходить там, где когда-то гремели бои. Даже стремительно продвигавшиеся впереди боевых порядков разведчики, у которых, как известно, времени всегда в обрез, находили возможность поприветствовать фронтовиков, поклониться встречавшимся на пути братским могилам.

Не забыть и ощущение неодолимой силы лавины войск, на широком фронте продвигавшихся в направлении Киева. Чего стоила одна только наша Иркутско-Пинская. К тому времени она уже была мотострелковой и по мощи огня, насыщенности артиллерией, техникой многократно превышала стрелковую дивизию кануна Второй мировой войны. Вот лишь некоторые цифры. По сравнению с дивизией 1939 года наша мотострелковая дивизия имела превосходство по танкам в 16 раз, по бронетранспортерам и бронемашинам – в 37, по автоматическому оружию – в 12, по средствам связи – в 5 раз. Не говоря уже о превосходстве в качестве и возможностях техники и оружия. Если вес одного артиллерийского залпа дивизии 1939 года составлял 1.700 кг, то в 1967-м – 53.000. Между тем на стороне «восточных» и «западных» – так условно обозначались противоборствующие силы – действовали части и соединения целого ряда военных округов. Достаточно сказать, что только во встречном сражении, которое развернулось утром 27 сентября 1967 года, с обеих сторон участвовало столько боевых машин, сколько летом 1943-го в битве на Курской дуге.

А были моменты, когда и вовсе не верилось, что мы на учениях. В том же встречном «бою», например, когда во фланг нашей дивизии нанесла удар танковая дивизия «западных». Казалось, что танки просто прошьют насквозь боевые порядки мотострелков. И на некоторых участках «противнику» даже удалось ворваться в их расположение. Но гвардейцы, умело используя противотанковые средства, маневрируя на местности, выдержали натиск. По крайней мере, нам удалось выиграть какое-то время, пока командир дивизии генерал-майор Фома Болдуев (в дальнейшем (в 1970-1972 годы) – начальник КВОКУ – примечание И.Б.) вводил в «бой» свежие силы. Потом рассказывали, что наблюдавший за этим эпизодом министр обороны СССР Маршал Советского Союза Андрей Гречко похвально отозвался о действиях мотострелков Иркутско-Пинской. К слову, этот эпизод подробно описан и в книге краснозвездовца Павла Панасенко, посвященной истории дивизии.

Конечно, в памяти сохранились и многие другие эпизоды. Разве можно забыть, например, момент, когда, преодолев за три ночных перехода более восьмисот километров дорог и бездорожья, мы, наконец, увидели серебристую от лунного света гладь Днепра! Или туманное утро наступающего дня, когда, словно содрогнувшись от грохота орудий и моторов прорвавшихся к урезу воды боевых машин, великая река приняла на себя первый удар атакующей массы войск. Широкий и полноводный Днепр, капризную Припять, огромный труднопроходимый район междуречья преодолела наша славная дивизия за время учений, демонстрируя при этом самые различные приемы боевых действий. А незабываемые встречи на дорогах Белоруссии и Украины, когда местные жители выходили навстречу нашим колоннам с корзинами фруктов, с крынками молока...

Не забыть и того исключительного гостеприимства, которое было оказано участникам учений «Днепр» в Киеве – городе моей курсантской юности, где 1 октября 1967 года я вместе с однокашниками по училищу из нашей и многих других дивизий Советской Армии прошел торжественным маршем на смотре войск.

Возвращаясь на «зимние квартиры» в Гродно, мы, конечно же, не могли знать, что ровно через год наша дивизия будет исключена из состава 28-й армии Белорусского военного округа и передана в состав Центральной группы войск.