Еще один наш выпускник 1942 года, впоследствии командир взвода и преподаватель огневой подготовки во 2-м КАУ.


Ежов Николай Иванович, полковник

Николай Иванович вспоминает:

«Родился 5 декабря 1922 года в деревне Кощеево Гаврилово-Посадского района Ивановской области. В 1930 году семья переехала на станцию Нерль Тейковского района, где я поступил в начальную школу.

В старших классах меня выбрали секретарем комсомольской организации, учился на «отлично», увлекался спортом, играл в футбол во взрослой поселковой команде на первенство района и области.

Все ребята любили военное дело, занимались в различных кружках. Я поочередно сдал необходимые нормы, и мне были вручены значки «Юный Ворошиловский стрелок», ГТО, ГСО, ПВО. Два моих товарища поступили в пехотное училище, а я в 1940 году после окончания 9-го класса подал заявление в Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе в Ленинграде. Но пришел ответ, что туда принимают с 10-летним образованием.

В роковую ночь 22 июня 1941 года у нас был выпускной вечер, до 7 утра мы веселились не зная о том, что началась война.

В начале войны все были уверены в нашей скорой победе, многие шли добровольцами на фронт. Я с моим товарищем Д. Перфильевым обратился в военкомат с просьбой, чтобы нас направили в действующую армию, и в начале августа 1941 года мы уже были в Приволжском военном округе в 27-м АП, в дивизии, которая срочно готовилась отправиться на западное направление. В короткое время нас обучили артиллерийскому делу, и я стал заряжающим.

Героических подвигов на фронте я у меня не было. Ведь мы вели стрельбу с закрытых позиций. В начальный период войны, как могли, сдерживали немцев, к сожалению, постоянно отходя в глубь нашей территории. Однажды немцы обошли нас, и мы оказались в западне. Кажется, немцы нас не заметили, мы укрывались в густой роще. Чтобы нам прорваться, на опушке незаметно для противника быстро развернули орудия на прямую наводку. К этому времени я уже был наводчиком. Пока немцы копошились возле машин, мы внезапно дали по ним батарейный залп, потом второй, третий... Немецкие машины вместе с их добром были разбиты, дорога была свободна. Мы перебазировались на новые позиции.

В ноябре 1941 года меня направили на учебу во 2-е Киевское артиллерийское училище, которое с началом войны приняло бой в Киеве с немцами, а после сдачи Киева перебазировалось в Приволжский военный округ.

Училище было расположено рядом с полевым аэродромом, недалеко от тыловой полосы Сталинградского фронта. В то время у немцев было превосходство, и они часто бомбили аэродром. Иногда бомбы случайно или специально падали на территорию училища. За время учебы (9 часов занятий и 3 часа самоподготовки) мы очень много времени уделяли оборудованию запасных огневых позиций, вырыли глубокий противотанковый ров на случай прорыва немцев. Ведь фронт был недалеко.

В апреле 1942 года я окончил ускоренный курс училища с отличием и получил звание лейтенанта. Несмотря на то, что я просил выпускную комиссию и лично ее председателя Устимовича, чтобы меня отправили на фронт, приказом начальника училища генерала Гундорина был назначен на должность командира курсантского взвода училища. Через короткое время командование училища дало взводу хорошую оценку по дисциплине, учебе и по строевой подготовке. На одном из строевых смотров взвод был удостоен 1-го места. В то время все курсанты носили ботинки с обмотками, а моему взводу в качестве награды за строевую выучку всем выдали сапоги.

Осенью 1943 года меня перевели на должность преподавателя огневой подготовки. После окончания войны заместитель командующего БТ и МВ ПрикВО (бывший начальник 2-го КАУ) генерал Гундорин предложил мне переехать во Львов и быть у него адъютантом. Я согласился и в начале 1947 года был переведен в ПрикВО.

В сентябре 1948 года я поступил в Военную академию БТ и МВ. Окончил ее майором в апреле 1953 года и был направлен в СКВО заместителем командира 219-го ОТСБ 19-й горно-стрелковой Воронежско-Шумлинской дивизии. В августе 1954 года назначен начальником штаба 397-го танко-самоходного полка 19-й стрелковой дивизии, а затем начальником штаба 297-го танкового полка 92-й стрелковой дивизии в звании подполковника. В 1958 году переведен в штаб СКВО в Ростов на должность старшего офицера огневой подготовки. Осенью 1958 года назначен командиром 301-го танкового полка 68-го мотострелковой дивизии в Урюпинск.

По прошествии двух лет меня планировали на должность заместителя командира дивизии в Грозный. Далее - прямая дорога в академию Генерального штаба. Однако врачи запретили моей жене проживание в жарком климате в Грозном из-за болезни щитовидной железы. Она все время лечилась в Москве. Пришлось написать рапорт и с необходимыми справками направить командующему СКВО генералу Плиеву с просьбой о переводе меня в Московский военный округ. Просьба была удовлетворена и в 1962 году я стал старшим преподавателем высших офицерских курсов «Выстрел» в Солнечногорске.

В 1968 году переведен в Главное управление боевой подготовки Сухопутных войск на должность старшего офицера. В том же году участвовал в походе в Чехословакию в составе группы Командования.

Уволился из армии в августе 1977 года. Имею три ордена: Отечественной войны II степени, 'За службу Родине в ВС 3-й степени и Красной Звезды, 17 медалей.»