В предгорье Валдайской возвышенности на реке Тверца (в 64 км к юго-востоку от г. Твери и в 239 км – от Москвы), на восьми холмах расположился старинный русский город Торжок . Он, наверное, по праву считается одним из красивейших городов Тверской области и здесь (во всяком случае, в старой его части), на мой взгляд, воочию можно ощутить на себе обстановку той классической провинции русских уездных городов (XVIII – XIX веков), так хорошо знакомых нам по произведениям А.Н. Островского, А.П.Чехова.

Этот город является настоящим «музеем под открытым небом» екатерининского классицизма и многочисленных храмовых сооружений, по количеству которых он мог бы, наверное, посоперничать с широко известным для туристов Суздалем… Хотя, нельзя и не отметить, что часть зданий и сооружений из сохранившегося почти полностью архитектурного ансамбля, к сожалению, покрывает уже определенный «налет» бесхозности и безденежья последних десятилетий…

А еще этот город подкупает своими восхитительными панорамами, которые так и просятся в объектив фотокамеры…

Сегодня же я расскажу только об одной из достопримечательностей этого города – Борисоглебском монастыре.

Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь является одним из древнейших в России (основан почти в одно время с Киево-Печерской лаврой и считается третьим монастырём со времени их появления в России) и иерархически подчинен Тверской епархии.

Обитель расположена на западном (высоком) берегу реки Тверца и была основана в 1038 году (в княжение великого князя Киевского Ярослава Мудрого) старцем Ефремом, братья которого погибли, защищая князя Бориса от людей Святополка Окаянного.

Построенный в тот же год храм, получивший название Борисоглебского (в честь Бориса и Глеба) и дал название всему монастырю.

Обитель со времени своего существования претерпел неоднократные опустошения и разорения:

● трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах;

● в 1237 году подвергся нападению монголо-татар;

● дважды пострадала обитель от Литвы и поляков.
Первый раз – во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию.
Другой раз – в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками, деревянная Введенская церковь была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми.

При всех гибельных разрешениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV – начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Этап от завершения Смутного времени и до революционных событий начала XX века стал для монастыря периодом его благоустройства, процветания и возвышения, когда он приобрел свой нынешний вид.

После 1917 года обитель разделила участь большинства других православных монастырей того времени.

Мероприятия по закрытию монастыря начались в 1927-1929 годах, когда часть строений монастыря (Входоиерусалимская церковь и братский корпус) были отданы под валяльные мастерские, склады и общежитие льносовхоза.

В начале июня 1931 года прокатился шквал арестов монахов Борисоглебского монастыря, и он был окончательно закрыт.

Первоначально комплекс монастыря был передан совхозу имени Молотова. В нем в 1931-1934 годах находилось сельскохозяйственное училище, с 1936 года располагалась воинская часть, в конце 1930-х годов – воинские авиационные склады, затем лагерь для военнопленных, с 1944 года – тюрьма, а в 1985-1988 годах – лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) для алкоголиков.

И только в 1989 году, после вывода из монастыря тюрьмы и ЛТП, в нем разместился Всероссийский историко-этнографический музей , в связи с чем, начались системные исследовательские и реставрационные работы. Была проведена реставрация здания Духовного правления, Свечной башни и участка монастырской ограды (северное, южное и частично восточное прясло), отреставрированы главы Введенской и Входоиерусалимской церквей.

В 1993 году по ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора и решению Священного Синода РПЦ на фондах бывшей обители вновь был воссоздан монастырь, инфраструктура которого стала использоваться совместно с музеем.

С приездом сюда первых пяти монахов (1995) сразу же начались работы по активному восстановлению сооружений монастыря, а в 1998 году, в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского (24 июня), во Введенском храме была совершена первая литургия и с тех пор непрестанные молитвы в обители не прерываются…

В настоящее время здесь проживают и несут службу под руководством игумена монастыря иеромонаха Арсения (Леонова) более 11 насельников.

Обитель имеет своё подворье – Иоанна Богослова (на одноименном кладбище г. Торжка), расположенное на месте бывшего Иоанно-Богословского мужского монастыря, разоренного и сожженного в 1604 году во время литовского набега.

Кроме того к монастырю приписаны и часть городских храмов –

Воздвижения Креста Господня

и Климента, папы Римского.

 

Наиболее эффектно монастырь смотрится с противоположного берега реки Тверца, завораживая своей красотой, гармонично встроенной в местный ландшафт.

Причем сразу бросается в глаза, что в его архитектурном ансамбле сплелись воедино стили и веяния различных эпох, как срезы на стволе дерева… Очень часто разность стилей делает его аляповатым, но не в данном случае – всё здесь гармонично и оттеняя творения различных эпох, открывает человеческому взгляду их лучшие черты. В этом, пожалуй, и заключается мастерство и профессионализм зодчих, создававших это творение. А одним из главных архитекторов, сформировавших нынешний вид обители является Н.А. Львов.

И хотя реставрационные и восстановительные работы ведутся здесь уже в течение не одного десятилетия (обитель, несмотря на свою старину и красоту, не является ставропигией и поэтому темпы работ во многом зависят от пожертвований прихожан и паломников), но всё равно тихим сапом (от одного объекта к другому) они идут по нарастающей и есть надежда, что будут успешно завершены.

Архитектурный ансамбль включает в себя:

собор Бориса и Глеба (Борисоглебский собор) – главный храм обители, расположенный в ее центре и построенный Н.А. Львовым в 1785-1796 годы. На этом месте первоначально (с XI века) стояла небольшая белокаменная церковь, заложенная вместе с монастырем.

Фасады большого и величественного собора (построенного в стиле классицизма) обработаны дорическими портиками, а широкий, слегка приплюснутый восьмигранный барабан и четыре малые купола по углам придают храму некоторую грузность. Декоративные детали обработки нарядны и торжественны.

Данный храм, по мнению самого Н.А. Львова, является лучшим из построенных им культовых сооружений. По старой фотографии, размещенной выше, вы и сами можете оценить красоту храма.

В настоящее время храм закрыт и в нём проводятся восстановительные и реконструкционные работы;

Рядом с собором сохранились остатки фундамента предела преподобного Ефрема Новоторжского (XVI – XVII вв.). Кто знает, может, со временем он будет вновь воссоздан?…;

храм во имя Спаса Нерукотворного (1811), построенный по проекту всё того же Н.А.Львова местным архитектором Ананьиным, является композиционной основой не только самого монастыря, но и старой части города.

Сооружение представляет собой встроенную в монастырскую стену надвратную церковь с многоярусной колокольней, увенчанной шпилем, которая возвышается над всем городом, привлекая внимание легкостью и красотой своего силуэта.

В нижнем ярусе имеется арочный проём – Святые врата (главный вход в обитель), во втором ярусе размещалась сама церковь, в третьем – расположены арки звона, а верхний ярус выполнен в виде круглой сквозной беседки.

В настоящее время храм закрыт – находится на полной реставрации, как и закрыт проход через Святые врата. Но при этом можно подняться на колокольню, откуда с высоты птичьего полета открывается красивый обзор

как на сам монастырь,
так и на весь город, где можно разглядеть близлежащие:

собор Преображения Господня;

и церковь Михаила Архангела, с ослепительно-синими главами. Возведенный в 1742 году, храм был полностью перестроен в 1850 году, и представляет собой хрестоматийный образец русско-византийского стиля, близкий по архитектуре к Храму Христа Спасителя в Москве.

В монастыре имеется сложный ансамбль, состоящий из двух церквей:

церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы (1620) – образца московской архитектуры.

Несмотря на свою скромность, внутри Введенский храм светел и просторен. Он является постоянно действующим и здесь хранится главная святыня обители - рака, частью мощей прп. Ефрема, древний вышитый жемчугом покров с главы преп. Ефрема, власы (с главы) и часть параманного креста преп. Ефрема Новоторжского чудотворца.
В 1879 году здесь же был устроен придел Святых Праведных Иоакима и Анны, а под храмом находится трапезная;

церкви во имя Входа Господня в Иерусалим (1717), расположенной при настоятельских покоях (которые, как и она в настоящее время реконструируются) и являющейся образцом русского барокко. К настоятельскому корпусу примыкал одноэтажный каменный флигель, где помещались разные монастырские службы;

● а также шатровой восьмигранной колокольни, исполненной в традициях церковного зодчества XVI – XVII веков.

Все три постройки слились в одну, и не имеют четких границ между собой, однако Введенская церковь является самой старой в городе;

часовню Успения Пресвятой Богородицы (1811), расположенная в двухэтажном странноприимном доме, где в нижнем этаже размещались странники и приходящие богомольцы, а также находилось Духовное правление.

Кроме того в архитектурный ансамбль обители входят:

братский корпус (1818 -1819);

погреб-ледник, для хранения скоропортящихся монастырских продуктов, где в качества холода используют «ледяные кирпичи», вырезанные из зимнего льда реки Тверца, опоясывающий монастырь;

монастырские постройки, для хранения инвентаря и других продуктов.

По периметру обители окружают монастырские стены:

где – сохранившиеся полностью,

где – частично или полностью разрушенные.

По углам стен сооружены башни (всего их четыре):

Юго-западная;

Юго-восточная;

Восточная

и известная многим историкам Свечная (Библиотечная) башня (1809) – обращенная на север и названная так, поскольку к ней примыкал, когда имевшийся при монастыре, свечной завод.
Эта исключительно красивая, с множеством декоративных форм, башня знаменита прежде всего тем, что в ней располагалась обширная монастырская библиотека, где, по преданию, Н.М. Карамзин работал над своей «Историей государства Российского» (от того за ней закрепилось и второе название башни).
Верхняя часть этого сооружения была восстановлена в ходе реставрации в 1970 – 1980-х годов и с тех пор башня больше не ремонтировалась.

Вблизи у стены, примыкающей к башне, сохранились остатки монастырского погоста, который был разрушен в богоборческие времена первой половины прошлого века…

С западной стороны обители (между странноприимным домом и стеной) расположены Входные (Экономические) ворота, которые нынче связывают монастырь с внешним миром.

Здесь же при входе имеется временная постройка – церковная лавка

и очень часто (в теплое время года) прихожан и посетителей обители встречают местные старожилы – монастырские коты…

 

 

* * *

Добраться до монастыря, если ехать туда на машине, совсем не сложно. Город Торжок расположен невдалеке от автодороги «Россия» (связывающей Москву и Санкт-Петербург). Въехав в город (подъезжая к автомобильному мосту через Тверцу), Ваш глаз обязательно «зацепится» за очертания обители (расположена она по адресу: г. Торжок, ул. Старицкая, д.7)

Начинать осмотр Борисоглебского монастыря лично я бы посоветовал вам с его панорамных видов, которые более живописно открываются с автомобильного моста или, как уже говорил, восточной набережной реки Тверца (от частных домов, что расположены напротив обители)

Впервые увидев монастырь на фотографии, он впечатлил меня своими формами, а посмотрев на него воочию – вместе с внешней красотой (которая на порядок привлекательнее, что называется «вживую») возникло щемящее чувство боли и стыда: как всё же варварски относились к нему Власть предержащие многие десятилетия советского периода нашей истории и как медленно, после этого, возрождается он к жизни – вдалеке от финансовых потоков меценатов и, создалось такое впечатление, от членов Священного Синода, которые могли бы, наверное, лично поспособствовать быстрейшему восстановлению одной из древнейших обителей Русского Православия и одной из «жемчужин», лежащей подле Золотого кольца России.