Давно уже не приглашал вас на прогулки в монастыри… хотя у меня и насобиралось достаточно материалов и впечатлений, чтобы о них рассказать… Но любая из таких «прогулок» – дело хлопотное, требующее немало времени, чтобы рассказать об этом и визуально показать, а его (времени), к сожалению, не всегда хватает для этого… И тем не менее, по возможности, продолжу вас знакомить с наиболее интересными обителями и храмами Православия (благо, их более, чем достаточно). Мне удалось побывать если не во всех, то многих монастырях, которые гласно или негласно именуются лаврами и что интересно – большая часть из тех, что нынче называются лаврами, посвящены Успению Божией Матери, то есть носят название Свято-Успенских. Что Киево-Печерская, что Почаевская, что Святогорская лавры…

Сегодня же я хочу предложить вам прогулку по Белорусской Лавре (как негласно называют этот главный монастырь Белорусской Православной Церкви, который, кстати, тоже посвящен Успению) – Свято-Успенскому Жировичскому ставропигиальному мужскому монастырю…

Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь насчитывает более чем 500-летнюю историю.

Расположена эта обитель в поселке Жировичи (ул. Соборная, д.57), в 10 километрах южнее г. Слоним (Гродненской области) и в 150 километрах  юго-восточнее областной столицы (Гродно).

Монастырь с древних времен, является оплотом Православия на Беларуси. Возникшая через несколько лет после явления чудотворной иконы Божией Матери, обитель никогда не закрывала свои врата перед богомольцами и паломниками, приезжавшими поклониться её образу.

А явилась чудотворная икона в 1470 году (по другим источникам – 1480 году) во владениях маршала Великого княжества Литовского Александра Солтана. Как гласит легенда, на месте нынешнего монастыря был дремучий лес. Икона была найдена в этом лесу (на лесной груше) местными пастухами и отнесена хозяину (А.Солтану). Тот не обратил на неё особого внимания и спрятал в ларец. Но на следующий день она оттуда таинственным образом исчезла и была найдена вновь на том же дереве. Только после этого А.Солтан дал обет построить на этом месте церковь. После сооружения деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход...

Первоначально деревянный храм в Жировичах был приходским. Приход постепенно рос, вокруг иконы продолжали селиться люди, привлекаемые ее чудесами. В середине XVI века в селении действовала школа для детей, по некоторым сведениям, здесь было несколько священников.

Впоследствии под сень Чудотворного Образа Матери Божией стали стекаться люди, ищущие монашеского жития, и в Жировичах образовался монастырь. По имеющимся историческим сведениям, монастырь существовал здесь уже в 60–х годах XVI века (впервые он упоминается в документах в 1587 году).

В 1613 году монастырь перешёл в руки базилиан (монахов греко-католического обряда, то есть униат) и в XVII-XVIII веках являлся духовным и административным центром белорусско-литовских униатов.

В 1839 году епископ Иосиф (Семашко), пользуясь покровительством императора Николая I, вместе со священством и братией монастыря перешёл в православие.

В 1921 году Гродненская губерния перешла в состав Польши. В 1934 году польские власти разместили в части монастыря сельскохозяйственную школу, существовавшую до 1939 года. Несмотря на это, в монастыре жили 10 монахов.

Богослужения в монастыре проходили как после раздела Польши в 1939 году, так и в годы оккупации во время Второй мировой войны. В послевоенные годы он также оставался действующим, причём в начале 1960-х годов (когда Н.Хрушев начал очередную компанию по «борьбе с попами») дал приют сёстрам двух закрытых женских монастырей Белоруссии – Рождество-Богородичного Гродненского и Полоцкого Спасо-Ефросиниевского.

В 1945 году при обители были открыты богословско-пастырские курсы, преобразованные в 1947 году в Минскую духовную семинарию. В 1963 года семинария была «самоликвидирована», но в 1989 году вновь открылась, разделившись в 1991 году на семинарию и духовную академию.

В настоящее время (с 1992 года) монастырь имеет ставропигиальный статус, то есть он подчиняется непосредственно Патриаршему Экзарху всея Беларуси, который является его священноархимандритом.

Обитель является не только духовным центром Белорусского Экзархата и крупнейшим монастырем Беларуси, но и обладает значительным хозяйственным потенциалом: владеет около 400 га земель, которые постоянно возделаны; имеет крупную ферму домашнего скота; обладает замечательным фруктовым садом и пасекой, монастырские пруды обильны рыбой. И более того – здесь (на фондах бывшей сортоиспытательной станции под Жировичами) имеется свой монастырский зоосад, где в вольерах вместе с домашними животными проживают и дикие звери (в том числе лани и даже медведица).

Монастырское хозяйство не только полностью обеспечивает себя натуральным хозяйством, но и содержит на своем балансе семинарию и духовную академию.

Кроме того в монастыре действуют и различные мастерские: иконописная, свечная, столярная и иные.

И это при том, что в самой обители не так уж и много самих насельников – 40 монахов и послушников (вместе с её настоятелем).

Что касается архитектурного ансамбля монастыря, то он является объектом  историко-культурного наследия республиканского значения и внесен в соответствующий  список.

Если же говорить о личных впечатлениях от сооружений обители, то я бы не сказал, что они являются какими-то необычными – во многом такие же, как и большинство объектов такого рода в других православных монастырях… Но необычными они станятся тогда, когда их начинаешь рассматривать в совокупности (в комплексной увязке между собой и с различных ракурсов) - тогда обыденность странным образом превращается в необычность и неповторимость архитектурного ансамбля, что делает обитель уникальной в своём роде…

Интересным фактом является также то, что за годы второй мировой войны, когда большинство белорусский селений и сооружений были разрушены в ходе ожесточенных боевых действий, ни одно из строений монастыря не пострадало от бомбежек и обстрелов… И даже когда освобождались эти земли от немецко-фашистских захватчиков и советские артиллеристы (признанные мастера своего дела) целенаправленно расстреливали купол монастырского собора (опасаясь, что там могут быть размещены вражеские наблюдатели и снайпера), то и они так и не смогли его разрушить – все снаряды, как заговоренные, пролетали мимо цели…

Должен сразу оговориться, что режим посещения обители значительно отличается от других православных монастырей – в свободном доступе только Успенский собор с Никольским храмом и церковная лавка с кафе. Другие храмы можно посетить только с экскурсией (за 10 000 бел.руб.) или в храмовые, а также великие церковные праздники. Поэтому внутри территории обители имеется второе ограждение. Фотографировать сооружения монастыря можно свободно только до второй ограды и снаружи – поэтому, посещая обитель, приходилось идти на определенные ухищрения, чтобы запечатлеть там увиденное…
Кроме того, ежедневно (с понедельника по субботу) с 9 до 11 часов утра обитель закрыта для посещения (в связи с проведением уборочных работ)

Архитектурный ансамбль монастыря  имеет нерегулярную планировку, живописную объемно-пространственную композицию и выразительный силуэт. Центром композиции, несомненно, является Успенский собор, соединенный крытыми переходами со зданием семинарии и жилым корпусом, в первом этаже которого имеется арочный проезд. Здание семинарии формирует парадный двор перед апсидой собора.

Около восточного крыла семинарии прямоугольный двор, окружённый одноэтажными корпусами. К юго-востоку от собора Богоявленская церковь.

В восточной части территории монастырского комплекса на самом высоком месте стоит Крестовоздвиженская церковь, являющаяся доминатной (самой высокой точкой) монастырского ансамбля.

Сам архитектурный ансамбль обители включает в себя:

Свято-Успенский собор – главный храм монастыря, построенный в 1613-1650 годы. Это величественный и большой храм, сочетающий в себе различные стили: барокко, классицизм, а также византийские черты. Высота собора – около 40 метров, а его протяженность в длину – 55 метров.

Под зданием храма находятся большие подвалы, где в XVII-XVIII веках размещалась братская усыпальница: здесь же были похоронены многие знатные люди своего времени. В первой половине XIX века эта усыпальница была замурована, а умерших монахов стали хоронить на братском кладбище.

Красив и величествен Успенский собор не только снаружи, но и внутри…

В храме освящено три предела –

Успения Пресвятой Богородицы (главный предел)

и два боковых:

в честь Покрова Пресвятой Богородицы (правый)

и Рождества Иоанна Крестителя (левый).

Главная икона монастыря хранится в особом киоте слева от царских врат Свято-Успенского собора. Эта икона – самая маленькая из почитаемых Богородичных икон. Её размер - 5,6 на 4,4 см. Икона представляет собой овальный кусочек яшмы с рельефным изображением Богородицы с Младенцем на руках. В иконографии такие изображения относятся к типу «Елеуса» (Умиление). Хотя изображение как бы схематичное, поскольку трудно различить лиц, мелкие детали не прорисованы, но от первого же взгляда на икону остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины – особенно когда остаешься со святыней наедине…

Как считают исследователи, аналогов Жировичской иконе фактически нет. Святыня почитаема верующими людьми, как нерукотворная, так как была явлена чудесным образом. В иконе все необыкновенно и таинственно. Предание гласит, что первоначально икона излучала прекрасный свет и тонкий аромат и лишь в последствие поблекла и потемнела. Ясно различимые трещины на образе напоминают о пожаре, в котором она побывала, когда горел храм.

При входе в коридор, ведущий в собор и семинарию, с левой стороны устроен спуск к колодцу, который находится в специально устроенной нише под алтарной частью храма. Этот колодец хранит исток родника, бившего из-под корней груши, на которой была обретена икона. Здесь же находился корень этого дерева.

Сейчас доступ к этому роднику ограничен, поскольку с некоторых времен вода в нем стала оскудевать. Поэтому в монастыре эту воду бережно собирают и выносят в храм, где каждый может с благоговением испить ее; также она добавляется в воду, которая продается в монастырской лавке;

храм во имя святого Николая Чудотворца (Никольскую церковь), имеющий общий вход с Успенским собором (на фотографии, что выше, его можно увидеть по маленькой главке с крестом, расположенной правее собора).

Данная церковь была пристроена к Успенскому собору в более позднее время и своим оригинальным мозаичным полом и печами создает впечатление пещерного храма. В 1937 году храм был капитально отремонтирован, внутри побелен и покрашен;

храм в честь Явления Жировичской иконы Божией Матери (Явленскую церковь), построенный примерно во второй половине XVII века (1672) и являющийся самым старым из сохранившихся зданий монастыря. Вполне возможно, что данная церковь была воздвигнута на том месте, где когда-то раньше находился деревянный храм, а до того – стоял валун, на котором Пресвятая Богородица в 1520 году во второй раз явила людям свою икону (после пожара в деревянном Успенском соборе, когда святыня пропала) и оставила на нём след своей стопы (как это было и в Почаевской Лавре).

Сам этот камень, который паломники со временем стали «разносить» по кусочкам (как святыню) в целях его сохранения был освящен в качестве Святого престола и с тех пор расположен в алтаре Явленского храма.

В 1769 году церковь была полностью перестроена: стала прямоугольной по форме (размером 8х20 метров), а над ней появился небольшой купол в псевдорусском стиле.

Внутри церковь небольшая, а имеющийся в ней иконостас был обновлен в конце XIX века.

Особенностью данного храма является отсутствие в нём до сих пор электрического освещения (служба только при свечах), а также то, что 20 мая (в день празднования явления Жировичской иконы Божьей Матери), при большом стечение народа, после Литургии в Успенском соборе (где икона размещена) и крестного хода - здесь (в этой церкви) совершения молебен с акафистом главной святыне монастыря;

храм в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженскую церковь), построенный в 1716-1769 годы (на пожертвования ловчей пинской Элеоноры Головщиной), который по своему устройству абсолютно уникален.

Являясь прекрасным образцом архитектуры позднего барокко с элементами классицизма, в своем внутреннем устройстве он имеет только один аналог во всем мире – это, так называемая, Святая Лестница (Санта Скала).

По преданию, одно из зданий в Латеране, в Риме, имеет внутри ту самую лестницу, которая находилась в преторианском дворце Пилата. По ней взошел Иисус Христос, чтобы предстать перед судом римского прокуратора. В более позднее время лестница была перевезена из Иерусалима в Рим. Сегодня она ведет в капеллу Святого Лаврентия.

В данной церкви, как и по установившемуся в Риме обычаю, паломники поднимались по двадцати восьми ступеням Святой лестницы на коленях, сопровождая свой путь особыми молитвами. При этом в каждую из ступеней (по краям) здесь раньше был помещен ковчежец с мощами различных святых. Впоследствии они были вынуты из ступеней и помещены в крест, находящийся теперь в Успенском соборе монастыря (справа от Царских врат).

С 1919 году, после вхождения Жирович в состав Польши, храм был отобран у монастыря польскими властями и превращен в приходской костел, но месс (служб) в нём так и не проводилось, а 1945 году он вновь был возвращен обители.

В 2004 году в храме был отреставрирован и освящен новый иконостас.

Поскольку Крествоздвиженская церковь, как и Явленская, не отапливается внутри, то службы в нём проводится только в теплое время года.

За алтарем храма (вдали от глаз посетителей монастыря) расположены могилы особо почитаемых в обители монахов – старца Иеронима (на фотографии – крайняя слева) и его духовного сына схиархимандрита Митрофана (Ильина) (на фотографии – крайняя справа);

церковь вмч. Георгия Победоносца, расположенную на северо-западной окраине пос. Жировичи, на так называемой «Юрьевой горке» (на местном кладбище, недалеко от монастыря). Деревянный храм был построен в начале XVIII века (после 1710-х годов), с окончанием польско-шведской войны (потому и был посвящен Св. Георгию Победоносцу – и  от него пошло название самой горки, где он стоит), когда, по причине недавних военных потерь и последующего морового поветрия, собственно говоря, и возник данный погост.

Данная церковь изначально была приписана к обители (хотя и архитектурно с монастырём не связана) – и так и осталась в ней до сих пор.

Внешне храм очень прост (в виде прямоугольного сруба с апсидным прирубом), почти аскетичен – но на фоне кладбищенских надгробий это придает ему даже определенную выразительность.
Богослужения в церкви совершаются каждую субботу, начиная с Радоницы и заканчивая Дмитриевской родительской субботой.

Здесь же на территории кладбища, находили и находят свой последний земной приют насельники обители, где под их захоронения отведен отдельный участок земли, на склоне горы.

Кстати, с самой Юрьевой горки, где размещен Свято-Георгиевский храм, открывается живописный вид на сам монастырь (при въезде в Жировичи со стороны Слонима)…;

надкладезную водосвятную часовню (2004), расположенную во внутреннем дворе монастыря (рядом с Успенским собором), где паломники могут круглогодично набрать для себя святой воды и утолить жажду;

● кирпичную двухъярусную колокольню, расположенную отдельно, напротив Успенского собора, через дорогу. Колокольня является памятник классицизма первой половины XIX века (1828) и формирует перед собором небольшую площадь.

Под колокольней находится часовня с железными воротами, имеющими вид Царских врат иконостаса. К бокам колокольни непосредственно прилегают пристройки с жилыми помещениями для прикомандированных к монастырю монахинь;

жилой корпус, примыкающий к Успенскому собору с южной стороны (при помощи перехода над воротами) и протянувшийся с запада на восток параллельно ему. В корпусе размещаются кельи монахов. Здание построено из кирпича в середине XVIII века;

административный корпус (рядом с Крествоздвиженской церковью), где размещается администрация монастыря, в том числе и дежурный послушник;

братскую трапезную (на фотографии, что выше – в левом углу, за зеленными воротами);

Святые врата, расположенные под восточной частью жилого корпуса, что рядом с монастырским собором и Никольской церковью и представляющие собой арочный вход с порталом над которым расположен список с иконы Жировичской Божией Матери;

кафе и иконную лавку;

гостиницу и трапезную для паломников;

здание семинарии (учебный корпус Минской духовной семинарии и академии), построенный с северо-восточного угла Успенского собора в XVII-XVIII веках в стиле раннего барокко.

Оно представляет собой П-образное мощное трехэтажное каменное сооружение, покрытое мансардной крышей. Толщина стен составляет 1,2 метра. Под зданием семинарии проходят коридорные подвалы. Под парадным залом находится полуподвальный зал, стены которого достигают двух метров толщины;

братский корпус, расположенный между Явленским и Крестовоздвиженским храмами, возведенный специально для духовной семинарии в короткую пору потепления отношения между Церковью и Государством – в 1953-1956 годах;

жилые и учебные корпуса семинарии – П-образное сооружение, возведенное в XVIII-XIX веках (первоначально одноэтажное, а после его реставрации в нынешнее время – двухэтажное) и опоясывающее обитель с северо-западной, северной и северо-восточной сторон. В его архитектурном решении просматриваются мотивы барокко и классицизма. Корпуса примыкают непосредственно к главному зданию семинарии (академии) и первоначально эти здания являлись хозяйственными и служебными постройками обители.

Также в настоящее время на территории монастыря ведутся работы по дальнейшему его благоустройству – строятся новые жилые и служебные здания

Кроме того внутри территории (закрытой для посещения) имеются различные хозяйственные постройки и пруд,

а с северо-восточной и восточной стороны за монастырем примыкают огород (за монастырем, до трассы М-11 «Слоним-Доманово») и расположены пруды.

Монастырские пруды, что примыкают через дорогу к северной части обители, как я уже и говорил, полны рыбой (разводимой братией монастыря) и как гласит табличка, расположена рядом с ними, - настоятелем монастыря «благословляется» ловля в них местным жителям не более одной рыбины.

Интересной особенностью монастыря является отсутствие на большей части его периметра какой-либо ограды – её роль выполняют внешние стены сооружений обители…

Несколько слов о святых источниках.
Кроме колодца с родником, который размещен под алтарем Успенского собора (где когда-то явилась Икона Божией Матери), в обители имеются два целебных источника.

Один старый (ближний) источник (вернее источники, освященные во имя Иоанна Крестителя, Владимирской (с купелью) и Казанской икон Божией Матери, а также источник с крещенской водой) находится в двух километрах северо-западнее монастыря (в урочище Викня). До 1939 года здесь находилась часовня, освященная в честь Успения Божией Матери, которая с приходом советской власти (1939) была разрушена.

Однако, в 2008 году на её месте и в память о 1020-летии крещения Руси была сооружена новая  часовня в честь св. равноапостольной княгини Ольги.

На этом источнике, как и на многих других целебных источниках, существует обычай не только набрать воды, но и обязательно окунуться в нём. С этой целью на источнике устроена просторная деревянная купальня (где температура воды не бывает выше 8 градусов), в которой можно встретить окунающихся людей круглый год, а в отдельные дни – здесь совершаются таинства крещения.

Над каждым из источников оборудована сень с крестом, означающие, что вода под ними освящена - святая.

Другой, новый (дальний) источник находится также неподалеку от монастыря (рядом с шоссе М-11, ведущим в Слоним, в двух километрах юго-восточнее обители) и был приведен в надлежащий вид к 2006 году.

Здесь, кроме самого источника (в колодце и под сенью), находятся:

- часовня;

- купальни (для мужчин и женщин раздельно);

- декоративный прудик.

Здесь же оборудованы киоски, где можно приобрести иконы, духовную литературу, крестики, а также заказать требы.

 

* * *

 

Эти места обладают несомненным магнетизмом, присутствие в которых удивительным образом заряжают положительной энергетикой посетителей и паломников монастыря. Даже несмотря на определенные ограничения в посещении данной обители стоит того, чтобы оказаться в ней: посмотреть не только на грандиозный и живописный монастырский ансамбль, но и испить здесь святой воды, подойти (припасть) – даже неверующему человеку – к нерукотворной Иконе Божией Матери…

Чтобы целиком и осознано осмотреть весь монастырский комплекс – на его  посещение потребуется, пожалуй, весь световой день и предварительное ознакомление с историей самой обители. Ну а наличие автомобиля – существенно облегчит и ускорит время, чтобы добраться до обители и ее несколько отдаленных мест…

Кто надумает посетить Белорусскую Лавру – найти её несложно даже несведущему человеку, а при необходимости (для тех, кто будет использовать навигатор) сообщаю её координаты: N (широта) 53° 00.874´  E (долгота) 25° 20.638´

В завершение своего рассказа предлагаю для просмотра познавательный публицистический видеофильм об Жировичской обители…