Когда идея овладевает массами, она становится материальной силой…»

Данная мысль, высказанная К. Марксом еще в 1844 году (в статье «К критике гегелевской философии права»), не только остается актуальной поныне, но и в полной мере используется как один из краеугольных камней в организации пропаганды среди населения.

Не так давно просматривал в Интернете коллекции агитационных материалов советского периода деятельности государства российского (делая акцент на патриотическое воспитание населения) и, сопоставив их с агитками из нынешней и недавней жизни, пришёл для себя к неутешительным выводам, которые Вы сами сможете сделать, посмотрев предложенную выборку плакатов:

● если ранее пропаганда строилась, воздействуя на нравственные устои населения, то нынче акцент в ней смещается всё более в сторону удовлетворения его физиологических потребностей. При этом под воздействием развития информационных технологий она (пропаганда) становится более изощренной и навязчивой, как реклама (не брезгуя эффектами «25 кадра», «фотошопа» и т.п.);

● чем шумнее и навязчивее пропаганда, тем страшнее её последствия для граждан: особенно неискушенных в умении «думать своим умом» и у подрастающего поколения;

● та пропаганда, что допускается государством в обществе, откровенно, сама за себя, говорит об истинных целях (ценностях) данного государства, которые далеко не всегда могут совпадать с декларируемыми им ценностями.

Свято место пусто не бывает... Отказавшись от одной национальной идеи (при этом  всячески её хуля) и не предложив взамен неё другую, общество потеряло нравственные ориентиры, вследствие чего этот вакуум стал быстро заполняться бездуховностью, в том числе и в пропаганде. А с бездуховностью куда сложнее бороться, чем переубедить своих идеологических оппонентов (противников). Бездуховность (где в виде равнодушия и пофигизма, а где и (прежде всего у подрастающего поколения) со сменой нравственных ценностей) проникла не только в народные массы, но и бюрократический аппарат государства, что не позволило, наверное, так и до сих пор во многих постсоветских странах сформулировать эту самую «национальную идею»…

Вот ныне зачастую и получается, что Правда опаздывает, Ложь обгоняет, а Демагогия, которой почему-то так часто верит не искушенный в политике народ, ...всегда вовремя…

Ну а что касается самой содержания «национальной идеи», то оно может варьировать, в зависимости от геостратегического положения государства, национальных особенностей его населения, исторических эпох и «вкусов» Власти предержащей. При этом она (идея) должна быть понятна народу и поддержана им, чтобы могла успешно реализоваться в практической жизни…

Так, например, на Руси (России) – до Петра I – эта идея заключалась в укреплении государственности (централизации Власти), развитии и культивировании в обществе Домостроя, с петровской эпохи – «прорубить окно» в европейскую цивилизацию и занять там достойное место (промышленно-культурного центра, миротворца и защитника слабых народов), с революционных событий XX века – построить мировой социализм (коммунизм), сделав каждого человека обеспеченным и счастливым… Правда, в настоящее время, как уже говорилось, отсутствующая общегосударственная идея подменена корпоративным интересом, так называемой, «национальной элиты» (тех, кто дорвался до Власти и зачастую не позицирует Будущего своего и своих потомков с этой страной), который чаще всего сводится к банальному личному обогащению при пренебрежительном отношении к народу.

И как тут не вспомнить нашего классика – А.С. Пушкина, который еще в XIX веке описал нынешнюю ситуацию в своих строках:

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич…»

Но как бы не затянулся нынешний «переходный период», всё равно, рано или поздно (когда Власть эволюционным или, не дай Бог, революционным путем избавится от временщиков и проходимцев), национальная идея «созреет» в государстве, поскольку без неё оно не сможет полноценно существовать в мировом сообществе.

И здесь очень важно, если хотим сохранить государство независимым и самодостаточным, не потерять в нём своей самобытности: не скатиться до потребительского популизма и пустых фраз квазигосударственных образований (де-факто, чьих-то колониальных придатков); не подражать слепо другим, как нынче модно говорить, «развитым» державам с «передовой» деРмократией, перенося бездумно их опыт на свою национальную почву… И Боже упаси, чтобы в эту «идею» проникли «бациллы» пренебрежительного отношения к другим странам.

Примеров в этом, к сожалению, более чем достаточно.

Очевидно, что усиленно пропагандируемая американским истеблишментом в последнем столетии концепция своей американской исключительности (которая, на мой взгляд, изрядно попахивает шовинизмом, в чем-то схожим с «арийской исключительностью»…) не раз уже сыграла и ещё сыграет с этим государством (народом) злую шутку, если в их «национальной идее» не возобладает толерантный подход.

И вряд ли, на мой взгляд, еврейское государство Израиль сможет построить своё «национальное счастье», на несчастии арабского мира, навязывая ему своё видение решения геополитических проблем региона: или им придется от этого окружающего мира полностью избавиться, или ассимилировать в него или самому кануть в анналы Истории (найти для себя другое место)…

Но завершая разговор и возвращаясь к тому, с чего начал – пропаганде, можно сказать, что она (пропаганда) служит важнейшим инструментов управления населением в государстве, который не только способен помочь в формировании в нужном направлении национальной идеи, проникновению её в массы, но в последующем будет обеспечивать её реализацию в жизнь.

А уж использовать средства пропаганды (даже на показанном выше примере) можно во благо или наоборот…    И как показывает сама жизнь (частная, коллектива), не только в интересах «национальной идеи»…

P.S. А ведь если разобраться, то Память об Училище (те ценности, что там культивировались и «прививались»), наверное, и есть для активной части его выпускников той «национальной идеей», что позволяет им пока (и, надеюсь, что на всю жизнь) «не потеряться» в нынешнем нигилизме общества?