Подолье является примечательным местом в Украине не только с точки зрения своего физико-географического ландшафта и её Истории, но и религиозной жизни: здесь с XVI века велась активная и непримиримая борьба между Православием и Католицизмом, вследствие чего обычным дело стало расположение в населенных пунктах нынешних областей (расположенных в границах Подолья) храмов различного вероисповедания. Да что там храмов – монастырей.
Об одном из таких городов (вернее о его монастырях) я и хочу нынче рассказать – о Староконстантинове.

Староконстантинов – небольшой город (около 40 тыс. чел.) областного значения (история которого корнями уходит к началу XVI века), расположенный недалеко от г. Хмельницкого, вдоль реки Случь.

Посетить данный город мне было интересно по двум причинам:
● первая (главная) – в нём когда-то родилась моя матушка (в семье военного) и с тех пор ни она, ни тем более я здесь никогда не были, и от этого я постоянно испытывал потребность побывать в этих местах;
● другая причина – в городе и его окрестностях сохранилось значительное количество достопримечательностей из той далекой поры, когда город только развивался, и с которыми хотелось соприкоснуться, что называется, воочию. В том числе прогуляться по его монастырям, «подышать» их воздухом.

Всю прогулку по городу я оставлю за рамками данного повествования, – расскажу только лишь об его монастырях, расположенных в черте самого города. И буду о них говорить не в последовательности основания их здесь, а в порядке посещения.

Староконстантиновский монастырь (или кляштор – польск. klasztor, чеш. klášter, белор. кляштар — «монастырь») капуцинов расположился на одной из центральных улиц города (ул. Острожского, дом 45) и был основан братьями капуцинами в 1750 году (его основатель – князь Януш Сангушко, маршал Литвы).

Об ордене братьев меньших капуцинов (Ordo Fratrum Minorum Capucinorum) скажу лишь кратко, что они являются одной из ветвей католических нищенствующих монашеских орденов (францисканцев). На(в) Украине расположено 6 капуцинских монастырей (монашеских домов) – в Виннице, Днепродзержинске, Днепропетровске, Киеве, Красилове и Староконстантинове. И, насколько я знаю, в ближайшее время планируется открыть ещё один – в Ужгороде.

Место, где был построен посещенный мной кляштор, дает представление о границах Староконстантинова середины XVIII века, подчеркивая своим местоположением важную роль дорог в городской структуре – практичные отцы капуцины разместили его фасадом к дороге на въезде к городу.

Храм-монастырь действовал с момента его основания до 1887 года. Помимо своей пасторской деятельности при монастыре в 1830-1870 годы был организован приют для бедных детей и больница для стариков и калек (которую в 1858 году перенесли во вновь построенное рядом с кляштором здание).

После второго польского восстания (1863 года) царская власть пересмотрела своё отношение к конфессиям, которые были заподозрены ею в поддержке восставших. В связи с чем, в 1887 году был закрыт, в том числе и данный капуцинский монастырь, а его монахи покинули территорию царской России. Само здание храма-монастыря передали католикам, как приходскую церковь, которая действовала до 1935 года (пока её не закрыла местная советская власть).

Однако в период немецко-фашистской оккупации (с 1942 года) костёл вновь заработал, но, правда, не ненадолго – до 1947 года.

В последующий период, с 1947 по 1989 год, в бывшем церковном здании был организован дом культуры. И только в 1990 году храм возвратили католикам, которые, в свою очередь, передали его братьям капуцинам.

В настоящее время при монастыре действуют религиозные образовательные курсы для молодых людей, которые желают принять монашескую жизнь, а также ведется активная миссионерская деятельность среди населения.

Архитектурный комплекс кляштора после его возвращения ордену был полностью отремонтирован, и является весьма скромным. Он включает в себя:

костёл св. Иоанна Крестителя (1778), выполненный знаменитым итальянским мастером Паоло Антонио Фонтани в строгом стиле позднего барокко.

Храм был спроектирован как базилик (тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов), в котором переплетены элементы готики и романского стиля. По своему художественному замыслу данный храм является типичным для архитектуры Южной Волыни.

Внутри храм весьма скромен и что бросается в глаза – это сочетание старых элементов сооружения и достижений нынешних технологий (например, пластиковых окон)

С западной и южной сторон костёл окружают жилищно-хозяйственные помещения (образуя внутри себя внутренний дворик), где поживают монахи и осуществляют, в том числе свою просветительскую деятельность;

● небольшую звонницу (из трех колоколов), вделанную в ограждение монастыря;

поминальный крест, расположенный между входами в сам костёл и жилищно-хозяйственную зону кляштора.

Почти напротив капуцинского монастыря (на углу улиц Острожского и Пушкина) располагается городской сквер с Мемориалом Славы, где среди прочих памятников воздвигнута

стела в честь воинов, погибших на афганской войне 1979-1989 годов

и памятник ликвидаторам чернобыльской трагедии.

За время своего посещения клаштора и прогулки вблизи него (в том числе в сквере) я не заметил ни в нём, ни рядом с ним какой-либо активности: как это часто бывает у старинных, полузабытых усадеб…

* * *

Другой монастырь (мужской) – Свято-Крестовоздвиженский, что расположен в черте города (ул.И.Федорова, дом 34), является православным – Хмельницкой епархии УПЦ (МП).

Его история начинается значительно раньше монастыря капуцинов – с 1571 года, когда великий князь Константин Острожский для защиты от татарских набегов повелел возвести здесь замок и несколько башен.

Много десятков лет монастырская башня (расположенная юго-восточнее замка) являлась частью оборонительной системы города, потом здесь располагался собор и колокольня, и только в XVIII веке в этих древних стенах основали мужской монастырь.

В 1608 году, после смерти сына Константина Острожского – Василия и перехода города (вотчины князя) преемнику – его окатоличенному внуку Ивану-Янушу Острожскому, монастырская церковь была передана католикам-доминиканцам.

После третьего разделения Польши (1831), когда территория Волыни вошла в состав Российской империи, монахи-доминиканцы были вывезены из территории монастыря, сам храм был закрыт, а культовое сооружение с имуществом передано православному духовенству. Однако из-за того, что в помещении постоянно сохранялась высокая влажность (что затрудняло ведение богослужений), в 1838 году храм вновь был закрыт, а его помещения переданы в управление местной полиции.

На протяжении 14 лет помещения церкви находились в опустошении (в монастырском корпусе, например, находилась тюрьма) и только в 50-х годах XIX столетия заброшенный храм начали отстраивать. Деньги на его возрождение были собраны местными жителями (что интересно, свои пожертвования принесли также и поляки-католики). Большую помощь в этом деле оказали военные. Так, летом 1853 года в городе останавливается Полтавский пехотный полк, который следовал в Севастополь, и его командир (полковник Константин Дмитриевич Головачевский) взял на себя заботы православной общины и привлек своих солдат к восстановлению храма. В сентябре того же года он был переосвящен в городской Свято-Крестовоздвиженский собор Честного Животворящего Креста Господнего.

Кроме того, на реставрацию храма (перестройку в православном стиле) в 1860 году государственной казной было выделено около 30 000 руб., но, как это бывало уже и в те времена,– подрядчики часть средств разворовали…

После отстройки и реставрации собора в нём началось богослужение, которое велось до 1917 года. Примерно в этот же период (1885) при монастыре также действовали две церковноприходских школы (одна была открыта при храме, другая – в селе Григоровке).

Революционные события (1917 года) принесли разруху и упадок обители. В период гражданской войны в колокольню попал артиллерийский снаряд, который разрушил часть храма, а затем и весь храм.

До 1932 года в храме периодически совершалось богослужение, после чего его закрыли.
Во время Великой Отечественной войны в подвалах храма находилось немецкое гестапо, а после войны – с 1945 по 2002 годы на территории монастыря размещался райотдел милиции.

В феврале 2003 года бывшие церковные помещения предали УПЦ (МП) и по благословению архиепископа Хмельницкого и Шепетовского Антония (Фиалко) здесь было решено открыть здесь женский монастырь. Однако в связи с тем, что имеющиеся в нём строения требовали полного ремонта и реставрации, то епархиальное управление решило передать обитель в мужские руки – решением Священного Синода УПЦ (МП) от 26 июля 2004 г. Свято-Крестовоздвиженский монастырь был преобразован в мужскую обитель.

На сегодняшний день в ней проживает 11 насельников (1 игумен, 2 иеромонаха, 1 монах и 7 послушников).

Трудами братии, добровольных помощников и специалистов на территории монастыря по настоящее время ведутся ремонтно-строительные и реставрационно-восстановительные работы, которым, даже на беглый взгляд, конца и края ещё не видно. При этом помимо большого объема данных работ немало сил было потрачено на борьбу за их проведение – свою ложку дегтя в середине 2000 годов привнёс сюда националистически настроенный мэр города Староконстантинова – который вопреки принятым уже решениям Президента Украины, предостережениям прокуратуры, да и пожеланиям самого населения всячески противился официальному оформлению передачи земель и руин Церкви…

Архитектурного ансамбля Свято-Крестовоздвиженского монастыря как такового в настоящее время здесь ещё нет. Имеются отдельные элементы и намётки будущих проектов, которые должны воссоздать былую красоту и величие этой обители.

Центральной композицией монастыря, несомненно, является высокая башня-донжон (в 25 метрах от берега реки Случь), построенная в романо-готическом стиле, в которой когда-то размещался Крестовоздвиженский собор и колокольня.

Это – каменная, четырехугольная башня с амбразурами для пушек, построенная в первой половине XVI века. Её высота – 35 метров, а в ней самой насчитывается семь ярусов. Окна башни разные: стрельчатые, арочные, прямоугольные. Кроме оконных проемов в ней находятся и бойницы, что амбразурою повернуты внешне. Поэтому в нужный момент церковь могла быть использована, как оборонительное сооружение при нападении неприятеля, где могли спрятаться за большими толстыми стенами люди.

Одной из ярких характеристик любого храма является его «намоленность»: чем более он намолен, тем благодатнее в нём аура и чаще происходят, порой, не всегда объяснимые логикой явления. Так, после возращения старого, полуразрушенного храма в собственность Церкви, на его стене чудесным образом начал проявляться святой лик. По свидетельству монахов, к этим стенам еще не притрагивалась рука реставраторов, поэтому, по всей вероятности, образ является нерукотворным проявлением старинных фресок. Раньше неподалеку размещалась чудотворная икона Божьей Матери и монахи уверены, что это – милость Царицы Небесной…

В настоящее время к работам по восстановлению храма еще не приступали (но, судя по сообщениям в Интернете, работы планируются начать уже в ближайшее время). Однако святость этих мест не терпит отлагательств, и уже прямо сейчас в проемах развалин установлены образа, к которым приезжает немалое количество паломников (не только из округи, но и даже других стран), чтобы помолиться и успокоить свою душу…

С северной стороны башни в стародавние времена присоединялось строение другого храма, но до настоящего времени, оно, к сожалению, не сохранилось.

К ныне действующим культовым объектам обители относятся:

● теплый домовой храм (названия которого я так и не успел узнать) с кельями, где нынешняя братия живёт и молится.

В этой же церкви ежедневно проходят службы. Данный храм в настоящее время отремонтирован, в том числе в нём произведена роспись, но в братских кельях ремонтные работы на период моего посещения обители (июль 2012 г.) еще продолжались;

● а также поминальный крест, сооруженный в честь 1020-летия крещения Киевской Руси.

К другим сооружениям монастыря относятся:

хозяйственное здание (которое в период размещения в обители отдела милиции использовалось под гараж), не представляющие особого интереса и архитектурной ценности, но, правда, уже отремонтированное;

подсобное помещение с расположенным рядом с ним туалетом (для посетителей монастыря и тех, кто проводит в нём ремонтно-строительные работы).

Несмотря на то, что в обители осуществляется восстановление сохранившихся строений, радует то, что здесь уже зримы дальнейшие перспективы её развития.
Полным ходом на территории монастыря ведутся работы по строительству:

● нового храма со звонницей, фундамент и стены которого расположены справа от входа в монастырь. До недавнего времени, на этом месте располагалось ветхое здание паспортного стола местного отдела милиции, за ненадобностью снесенное.

административного здания, расположенного с левой стороны от входа в обитель.

В будущем также планируется заменить добротной монастырской оградой со Святыми вратами нынешнее ограждение

Что касается благоустройства монастырской территории (в ландшафтном понимании), то поскольку в обители ведутся значительные строительные работы, то и говорить об этом пока что особо и не приходится…

 

* * * * *

 

Удивительное дело. Я посетил в Староконстантинове два монастыря: один (капуцинский) – отремонтированный и ухоженный, со степенным и спокойным ритмом жизни, а другой (православный) – полуразрушенный, с печатью былого запустения, и неуютный, в обстановке ремонтно-строительных работ. Казалось бы, самые благоприятные впечатления от этого посещения должен был бы оставить о себе капуцинский кляштор… А на самом деле, как это не покажется странным, совсем наоборот…

Первый, невзирая на свою ухоженность, оставил ощущение пустоты и скуку, как будто там замерла жизнь. А второй, даже несмотря на то, что оказался я там, когда никого не было, и работы не вели, показался более привлекательным, даже при всей его неуютности (связанной с ремонтной обстановкой).

Особенно, когда я оказался в полуразрушенном Крестовоздвиженском соборе, где старые стены дышали давно ушедшей эпохой, остовы уцелевших стен, устремленные в небо, казалось, что будто бы вот-вот сольются наверху с облаками, и даже давно проросшая в храме трава с протоптанной в неё тропинкой, свидетельствовала, что идут сюда не за внешней, а внутренней красотой, к которой тянется загадочная славянская душа…

_________________________________________________

Эти и другие фотографии в оригинальном разрешении можно посмотреть в проекте "Наши везде" в фотоальбоме «Староконстантинов», на страницах 1-3.