Вот уж никогда не думал, читая фотоочерки Алексея Леонидовича Сорокина на сайте, что когда-то придётся мне о нём написать… Написать после того, как он закончит свой земной путь...
Нет, это не реквием по своему старшему товарищу, коллеге по Училищу. Это мысли о Человеке. О таких как Он, мы в повседневной жизни чаще всего не говорим, полагая это, как бы само собой разумеющим, а как случается непоправимое начинаем понимать, кем были эти Люди в нашей жизни.
Мое знакомство с Алексеем Леонидовичем началось не так давно – 9 сентября 2009 года, когда он впервые опубликовал на блоге свой первый пост, который мне запомнился строчками цитируемых им слов:
Когда бы ненависть и зависть могли бы пламенем пылать,
Тогда бы уголь и дровишки дешевле стали продавать.
И как бы не было завистников полно,
Свершится все как Богом нам дано».
Это сейчас, после случившегося с Алексеем Леонидовичем, они читаются уже несколько с иным подтекстом, а тогда они просто «зацепили» меня своей лаконичностью и простотой мудрости. После чего я всякий раз с интересом читал и смотрел все фоторепортажи с комментариями этого автора. Чем больше я соприкасался с его материалами, тем больше мне становился интересен это человек и хотелось подробнее о нём узнать. И, слава Богу, он сам мне в этом помог. Вначале я с большим удовольствием прочитал его (к сожалению) немногочисленные воспоминания, где он рассказывал о днях своей учебы в Киевской кадетке и Училище. Рассказы-новеллы, на мой взгляд, яркие, легко написанные, подкупающие своей простотой и искренностью. За которыми видны не только черты уже тех далеких лет, но и душевных качеств самого Алексея Леонидовича.
Чуть позже прочитал скупые фрагменты его автобиографии, разбавленные фотографиями из личного архива, также подкупающие чистотой своего помысла. Ну а затем, так-то незаметно этот Человек стал как будто давно мне знакомым, и мы стали с ним общаться вначале на полях блога, а затем и по электронной почте… Только теперь уже я сожалею о том, что общение это было не таким частым, как хотелось. Но даже несмотря на это, я, пожалуй, могу сказать, что в полной мере соприкоснулся с его замечательными человеческими качествами, его искренней и чистой душой – как только узнал о его трагической гибели, сразу ощутил для себя боль этой потери.
Кем же был (каким всё же страшным бывает это слово) Алексей Леонидович?.. Очень надеюсь, что те, кто его знал по годам учебы в училищах, по службе и работе, просто в общении с ним, дополнят меня.
Его биография, наверное, во многом схожа с биографиями его сверстников, в чем-то напоминая тысячи и тысячи других. Но это и не мудрено. Алексей Леонидович – сын своего Времени, сын и внук тех людей, которых хоть и называли «винтиками» нашего государства, но на плечах которых строилось наше Будущее… С той лишь разницей, что за скупыми строчками фактов из его жизни скрыты те черты, что сделали его яркой и светлой Личностью. Может биографией и не такой публичной и популярной (чтобы узнавали его в жизни окружающие люди), но, несомненно, достойной Уважения и Памяти…
Родился Алексей Леонидович 22 мая 1948 года в семье, в силу обстоятельств, ставшей потомственно военной (как он говорил «я, солдатский сын и внук»): дед Тимофей Иванович – солдат 694 Оренбургской пешей дружины (в первую мировую), отец – ставший офицером в годы Великой Отечественной войны и получивший не только заслуженные награды, но и ранения, которые не позволили юному Алексею (в силу его возраста) осознанно его увидеть и узнать. Под Ленинградом летом 1942 года погиб и его родной дядя Павел. Наверное, всё это во многом и предопределило дальнейшую судьбу Алексея Леонидовича – в августе 1959 года совсем мальчишкой (11 лет) он поступил в Тульское СВУ (последний его набор), после расформирования которого, продолжил учебу в Киевском СВУ (где и закончил училище).
С 1966 по 1970 году он учился и закончил наше прославленное Училище (поступил на второй год после реорганизации Училища в общевойсковое, в первый набор разведфакультета).
А затем, как писал сам Алексей Леонидович «…всё быстрее помчались годы службы офицерской. Из Германии вернулся с женой и первенцем - Павлом, да в память о том, другом, тёзке. А чуть позже дочь родилась - Вера, так и служили все вместе. Было всякому место на этом отрезке пути... Радости и горю, надеждам и разочарованиям, успехам и потерям. Слава Богу, умных, добрых, талантливых и по-человечески красивых людей на нём повстречалось немало, жаль, что мало от них перенял...».
В 1992 году, закончив военную службу, он работал на гражданском поприще «с переменным успехом в различных сферах деятельности и фирмах». Об этом периоде жизни, Алексей Леонидович особо не распространялся, но судя по всему, ему пришлось сполна испить горькую чашу постсоветского периода становления государственности в бывших советских республиках, особенно в таком непростом регионе, как Прибалтика. Но что удивительно, несмотря даже на это, а также различные притеснения к русскоязычному населению (к которому он, несомненно, относился), он через всю свою жизнь сохранил и пронёс любовь к этим родным для него местам (Эстонии), не только говоря об этом в своих фоторепортажах, но и ненавязчиво прививая эти чувства другим людям.
Алексей Леонидович являлся творческой натурой, про которых говорят – «профессиональный любитель». И это у него, очевидно, наследственное – несмотря на то, что его отец был военным, «был он художником», в память о чём, юному Алексею остались «две выцветшие акварели: пейзаж и портрет его работы...».
Несмотря на трудности и несчастья, которые легли на плечи Алексея Леонидовича в этом году (тяжелое ранение дочери Веры от человека, который его затем и убил; судебные тяжбы) он всегда находил время поделиться своим душевным теплом и добрыми новостями, внося посильный вклад в развитие сайта Училища.
…И вот теперь его нет с нами...
Говорят, что человек живет до тех пор, пока о нём помнят… Если это так (лично я в этом убежден), то тогда Алексею Леонидовичу уготована еще долгая жизнь: в его делах, строчках воспоминаний, фотографиях, воспоминаниях и памяти родных и близких, друзей и товарищей.
Его просто нет нынче среди нас, но Он – в наших сердцах!
Города и люди.
На Земле много миллионов городов, поселков и деревень. Каждый населенный пункт со своим лицом или гримасой, характером или бесхарактерностью, достопримечательностями или безликостью, ухоженностью или разрухой, доброжелательностью или злостью, надеждой или унынием – миллионы, которые так и не откроются нам за нашу короткую жизнь.
Мы и о наших городах, в которых живем, порой ничего не знаем: суета диктует один и тот же маршрут изо дня в день – дом, работа, дом – доводя окружающие ландшафты по пути следования в одно серое размытое пятно. Мы перестаем замечать всю красоту, нас окружающую – выспаться бы, забыться бы… Олег Митяев поет:
Но находятся люди, которые умеют открывать красоту и притягательность мест, где они живут, где они отдыхают, где путешествуют. И не то чтобы они хорошие рассказчики, но почему-то, следуя за ними, за их неспешным повествованием, наполненным простыми словами, но искренней любовью и интересом, начинаешь воспринимать эти вибрации так же трепетно. И начинаешь смотреть глазами рассказчика, начинаешь чувствовать запахи, слышать голоса, ощущать тепло и холод. И рассказчики становятся ближе, значимее, роднее, становятся добрыми товарищами и друзьями.
Так открываются города, в которых ни разу не был, а, может быть, и не будешь никогда – людьми.
Я три года бродил по улочкам Таллина, по которым водил меня Алексей Леонидович. Я поднимался на крыши и спускался в подвалы, я дышал солью прибоя, смотрел на морские лайнеры и военные корабли, я праздновал вместе с таллинцами их праздники, заглядывал в глаза прохожих, улыбался и смеялся вместе с ними, рядился в маскарадные костюмы, разглядывал старину и новь, побывал в марципановой лавке, и радовался как мальчишка, получив из Таллина посылку к Новому году со сладостями и марципановыми фигурками, которые попробовал первый раз в жизни.
О, Таллин, много о тебе рассказал Алексей Сорокин, хотя еще больше не успел. Но ты открылся мне, открылся многими сторонами и красками, я попробовал тебя на вкус – так, что теперь я могу уважать твою историю, и твоих горожан – верю, что хороших больше, как не велика боль потери товарища, который погиб на твоей улице от руки твоего жителя – безумного убийцы.
За окном барабанит осенний ноябрьский дождь. Опавшие листья пестрым ковром покрыли землю. Еще чуть-чуть и пестрота потускнеет, завянет, исчезнет. Еще один год подходит к концу, унося с собой события и друзей, которые уже никогда не вернутся. Надеюсь, что жизнь не остановится, и новые города откроются мне новыми рассказами добрых и неустанных искателей. Ведь каждому есть что сказать и показать, надо только вырваться из замкнутого круга привычных ежедневных занятий.
4 декабря было сорок дней, как ушёл из жизни Алексей Леонидович Сорокин… Сорок дней – это так мало перед Вечностью и так много для повседневной Жизни, которая прервалась для него самым нелепым образом!
Время, говорят, лучший лекарь. Оно заживляет физические раны и притупляет боль утраты. Но, не излечивает…, пока остается Память. Такова философия жизни: что невозможно вернуть, навсегда остаётся с нами…
Когда будете смотреть на сайте сделанные Алексеем Леонидовичем фотокадры, вспоминайте о нём, поскольку в них не только запечатлены моменты из его жизни, но и вложена в них частица его Души…
Больно, очень больно терять добрых друзей.
Я практически каждый день заглядываю в фотоальбомы Таллина, и все оживает.
Убийцу Алексея Леонидовича приговорили к пожизненному заключению, но, полагаю, что это все же не окончательный приговор…
Даже если совесть этого чЕЛОВЕКА так и не проснется в нём и не свершит своего приговора, это сделает когда-то Суд Божий…