Данный монастырь пленяет посетителей своим живописным местоположением, а также камерностью (если можно так сказать об обители) и удаленностью от мирской суеты. Здесь бывает относительно много людей только в церковные праздники и непродолжительные наезды экскурсантов и паломников. В другое время, особенно будние дни, здесь можно оказаться совсем одному, не считая, конечно, насельников обители.

При этом, находясь в границах бывшей Волыни, где не одно столетие происходило ожесточённое противостояние двух направлений христианства (католицизма и православия), на долю этой обители выпало немало перипетий и испытаний, проверявших её на прочность Веры.

Свято-Преображенский Тригорский монастырь (Житомирской и Новоград-Волынской епархии УПЦ (МП)) является одним из древнейших на Волыни. Точная дата его основания, как и большинства волынских обителей, теряется в далеком прошлом. Согласно одному из преданий, первые иноки поселились в районе нынешнего села Тригорье (в 23 километрах от Житомира) на одной из трех гор (от которых и произошло название села), омываемых рекой Тетерев, ещё в XIV веке. Сначала они жили необщежительной, отшельнической жизнью в пещерах, которые соорудили у гранитной горы. Впоследствии иноки объединились и совместно возвели келии и часовню (храм).

Вместе с тем, в монастырской церкви сохранилась надпись, свидетельствующая о времени основания на этом месте общежительного монастыря (конец XVI – начало XVII вв.) и об его основателях: Любарском игумене Кирилле и Киевском воеводе Николае Ворониче.

История Тригорского монастыря разделяется на 4 периода: первый (до 1723 года) – монастырь являлся строго православной обителью; второй (1723-1839) – он находился под униатской пятой, третий (1839-1917) – возвращение монастыря в лоно Православия; четвертый – современный (с 1917 года по настоящее время).

Уже в начальный период своего существования обитель отличалась строгостью монашеской жизни, что привлекало к нему многих желающих посвятить свою жизнь Богу (в середине XVII века в нём прибывало около 80 иноков) .

Первоначально в ней была построена церковь в честь Живоначальной Троицы. Однако в 1651 году она была разорена казаками, возвращавшимися после поражения от поляков под Берестечком. Поэтому вместо прежней церкви был построен новый деревянных храм – во имя Преображения Господня (1685), перестроенный в XIX веке в каменный.

Несмотря на принятие Брестской унии (1596) и ее насильственное распространение по западной части православной Киевской митрополии, в Тригорском монастыре еще долгое время теплилось Православие (где искали прибежище иноки, изгнанные из других монастырей) и только в 1723 году он был принудительно переведен в униатство.

Очевидно, учитывая независимый нрав прежней обители и её важное влияние на верующих (по своей значимости она занимал второе место после Почаевского монастыря), монастырь не закрылся, а, напротив, – в него вкладывались средства.

Хотя в тот период обитель и не бедствовала – её годовая прибыль, например, за 1798 год достигала 66,30 польских злотых, или 994 рубля (большие средства по тем временам),  – большая часть из них уходила на благотворительность: монастырь содержал больницу и училище.

В больницу принимали больных (в различном состоянии), которые не имели средств к существованию.

Училище делилось на начальное и среднее. В начальном – детей учили грамоте, чтению Псалтири и часослову, освоению церковного Устава. В средней – преподавали разные науки: арифметику, латинскую грамматику, историю Ветхого и Нового Завета, латинский катехизис, географию, нравственную науку, и даже международную политику. Ученикам-сиротам и детям бедных монастырь выделял материальную помощь.

Кроме того обитель давала милостыню прихожанам, предоставляя им приют и поддерживала жителей соседних сел в неурожайные годы.

В первой половине XIX века обитель становится центром движения среди униатов за сближение с Православием и в 1839 году (при игумене Леонтии (Скибовском) она вновь становится православной.

По Высочайше утверждённым 1 января 1842 г. штатам Тригорский монастырь состоял во II классе. В нём было положено 16 человек братии (настоятель (архимандрит) – 1, иеромонахов – 6, иеродиаконов – 3, монахов – 2, послушников – 4), а в 1862 году он получил от казны 242 десятины (≈ 264 га) разного рода земли.

Несмотря на то, что в материальных средствах монастырь в то время был более чем ограничен, монахи нашли возможность открыть при обители гостиницу для странников и богомольцев, а с 1883 года – церковно-приходскую школу с общежитием для 20 мальчиков (она помещалась в небольшой комнате странноприимного дома), где преподавал один из монастырских послушников.

К началу XX века внешний и внутренний вид обители был безукоризненным. Она снова, как и во времена унии, занял второе место (на Волыни) после Свято-Успенской Почаевской Лавры.

После революции (1917) Тригорский монастырь подвергся гонениям и в 1930-е годы был окончательно закрыт: в Преображенском храме – церковная утварь разворована, а колокола разбиты; храм св. Жен-Мироносиц – разрушен; Богоявленская церковь – разобрана на кирпичи (1939); монашеские могилы – осквернены и уничтожены.

В одном из источников я нашел любопытную информацию об использовании обители в тот период: в 1937 году на территории монастыря и в его окрестностях был организован учебный центр по подготовке бойцов ОсНаза НКВД и для его открытия приезжал лично нарком НКВД товарищ Ежов. Правда, в официальных источниках эта информация почему-то умалчивается. Поэтому трудно сказать: то ли она – нежелательная информация, то ли – из области легенд…

В 1941 году монастырь был открыт немецкими оккупационными властями в качестве приходского храма, который действовал до 1990 года.

В качестве ремарки, хотел бы заметить, что в ходе немецко-фашистской оккупации, исходя из политических соображений гитлеровского режима (что было нетерпимо советской власти, то поощрялось ими) и достижения лояльности местного населения, но нисколько из гуманных соображений, – немалая часть, раннее закрытых советской властью православных храмов, возобновила при них свою деятельность вплоть до хрущевской «борьбы с религией», а некоторые – не закрывались потом вообще…

В период с 1941 по 1990 годы сооружения монастыря использовались вначале как сельскохозяйственный и военный склад, а потом – под сельскую школу (до 1984 года – пока не была сооружена дамба на реке Тетереве) и базу отдыха.

И только лишь с 1 января 1990 года в данной обители вновь затеплилась монашеская жизнь (в настоящее время число монашествующей братии насчитывает 9 человек, а с послушниками – 20 человек).

Учитывая, что состав иноков здесь немногочисленен, основные послушания, кроме богослужения (молитвы), связаны с восстановительными работами в обители и ведением подсобного хозяйства, чтобы обеспечить самодостаточное существование монастыря. Несмотря на то, что нём за прошедшие годы был проделан значительный объём ремонтно-реставрационных работ, они до сих пор здесь продолжают вестись.

Основным источником доходов монастыря (учитывая его отдаленность от «цивилизации» и не простое социально-экономическое положение в стране) являются пожертвования, вносимые различными благодетелями, за которых монахи молятся с особым усердием…

Кроме того, как и во многих православных обителях, здесь большое внимание уделяется религиозно-просветительской (миссионерской) деятельности и благотворительности.

«Камерность» монастыря нисколько не портит внешнего впечатления от пребывания в обители, лишний раз, подтверждая народную мудрость: «мал золотник, да дорог». Во многом это ощущение усиливается за счет живописного места, где расположен архитектурный ансамбль обители.

От её ограды открывается эффектный вид на заполненный водами водохранилища каньон Тетерева с высокими скалистыми берегами, покрытыми смешанным лесом.

Правда, в 1984 году после постройки дамбы на реке Тетерев вода в реке поднялась на 20 метров, в результате чего были полностью сокрыты в воду старинные пещеры и ходы XIV века (вырытые первыми насельниками обители) и под угрозой затопления оказался сам монастырь. Но, то ли по воле Божией, то ли стечению каких-то других обстоятельств (в том числе природно-климатических) – этого удалось избежать …

Архитектурный ансамбль обители хоть и не столь богат на сооружения, но прекрасно вписывается в красоту тригорских ландшафтов, которую в народе называют «Волынской Швейцарией». Он включает в себя:

Свято-Преображенский собор (1854-1873) – главную соборную церковь монастыря. Он был построен на средства настоятеля обители архимандрита Леонтия (Скибовского) в русско-византийском стиле: пятикупольный, крестообразный в плане, с одним престолом и с колокольней над притвором, завершенной шатром.

На стенах собора имеются росписи как на библейски темы, так и знаковые события, происшедшие на Волыни – например, явление Божией Матери на Почаевской горе.

На звоннице установлены колокола, отлитые в г. Воронеже (взамен уничтоженных в 1930-е годы).

Несмотря на то, что внутри собора в настоящее время идут ремонтные работы, там проходят церковные службы и у алтаря всегда горят свечи…

Рядом с алтарем (на жертвеннике) находится главная святыня монастыря – местночтимая чудотворная Тригорская икона Божией Матери (праздн. 7/20 авг.), относящаяся по стилю письма к XVIII веку. По преданию, она явилась на источнике близ монастыря – к которой в старину с особым усердием притекали жители всей восточной части Волыни. Перед иконой всегда горит неугасимая лампадка, зажжённая от Благодатного огня в Иерусалиме…

Внутри храма, при входе (в притворе), имеется скромная церковная лавка,  где можно не только купить понравившуюся икону, церковную литературу, свечи, но и также заказать службу.

За собором расположена небольшая соборная площадь, по периметру которой (вдоль монастырской ограды) разбиты клумбы с розами;

часовню на месте бывшей деревянной однокупольной малой церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1792), позже переименованную в честь Святых Жен-Мироносиц (до её разрушения в 1938 году), сооруженную на месте древнего кладбища;

поминальную часовню, построенную в стороне (восточной) от монастырской территории, на спуске к р.Тетерев,

где нынче размещено монастырское кладбище.

На нём погребены ушедшие в мир иной монахи (после воссоздания обители), в том числе и местночтимый старец – схиигумен Николай (Ботанов);

развалины каменной (когда-то – теплой) церкви во имя Богоявления Господнего (Богоявленского храма), построенной в 1848-1852 годы и разрушенной в 1941 году перед Великой Отечественной войной.

На её месте нынче воздвигнут памятный крест, а в перспективе планируется построить новый храм, взамен разрушенного.

Другой памятный крест (оберег) установлен при съезде с главной дороги, ведущей к монастырю;

Святые врата с монастырской оградой;

● двухэтажный каменный братский корпус (построенный в 1762 году – на месте развалин деревянных келий, – и капитально перестроенный в 1782 году), сохранившийся до сих пор. Он расположен на косогоре (с юга – двухэтажный, с севера – одноэтажный): Г-образный в плане, с коридорной (с двусторонним размещением комнат) планировкой и полуциркульными сводами перекрытия.

Хозяйственные постройки, расположенные за братским корпусом и за оградой обители, где разбит сад и огород. Здесь же, в хозяйственной зоне, имеется небольшой луг, на котором я обнаружил пасущеюся монастырскую лошадь;

Для посетителей и паломников обители оборудован туалет, расположенный за соборной площадью (при спуске к хозяйственной зоне обители).

Кроме того, монастырский двор украшен декоративным садом с различными архитектурными формами, а территория обители – почти вся уложена тротуарной плиткой. В монастыре и в прилагающей к ней дубраве встречается немало белок, которые здесь живут.

 

Во время моего посещения обители, мне посчастливилось, что в ней никого, кроме иноков, не было. Да и на территории за все это время я встретил не больше 2-3 монахов, идущих по своим делам. Поэтому имел возможность спокойно и неспеша, прогуляться по монастырской территории, полюбоваться архитектурой обители, спуститься на берег Тетерева, посидеть там и подышать воздухом: невероятно чистым и наполненным вкусом лесного разнотравья и речной свежести. А малиновый звон колоколов на звоннице, раздающихся невдалеке и призывающих на службу, наполнял при этом сердце необычайной радостью какой-то безмятежности…

 

 

***

 

Самостоятельно добраться в обитель можно как на личном автомобиле, так и на туристических (экскурсионных) автобусах, А если добираться из самого Житомира, то от железнодорожного вокзала города ежечасно (с 5:35 до 18:45) ходят маршрутные такси до санатория «Дениши» (что расположен напротив обители), откуда пешком по дамбе через озеро можно дойти до Тригорья.