Давеча Володя Юдкевич (1982 г.в.) прислал мне вот такую фотографию, датированную 6 декабря 1916 года, на которой изображены офицеры Киевского военного училища (КВУ).


Справа от начальника училища полковник Сигарев, слева - инспектор классов генерал Старк. Крайний слева, с шашкой, капитан де-Лобель.

Я конечно говорю, мол наше-то было организовано большевиками в Арзамасе в 1918 году, а в Киев оно передислоцировалось только в 1921 году, имея в виду, что командно-преподавательский состав дореволюционного Киевского военного училища должен был по идее разметаться военным лихолетьем Гражданской войны. На что я получил вот такой ответ знатока старины:

Юра, наверняка я знаю, что часть преподавателей царского КВУ стала служить в том училище, где начальниокм был Ольдерогге - Киевской военной школы имени С. С. Каменева. Прочти этот текст (я тебе его посылал недавно), как ты его сам оцениваешь?

"После гражданской войны М.С. Матиасевич возглавил Казанскую пехотную школу, вскоре вобравшую в себя и Иркутскую школу. Во главе последней стоял бывший подполковник Генштаба В. Ф. Ржечицкий, ставший помощником Матиасевича. Осенью 1922 года Казанска школа во главе с Матиасевичем и Ржечицким прибыла в Киев, где была слита с Объединенной школой имени С. С. Каменева. Во главе получившейся в результате Киевской школы имени Каменева остались Матиасевич и Ржечицкий. В школе преподавало более 60 кадровых военных. Среди них было 8 бывших генералов (в частности, Кедрин, Лебедев, Блавдзевич и Шепелев, Сокира-Яхонтов), столько же генштабистов в штаб-офицерских чинах, 25 полковников и пр. Матиасевич и Ржечицкий строго хранили старые офицерские традиции. Например, каждый новый преподаватель должен был посетить на дому всех своих коллег, соблюдая очередность старшинства в должностях и прежних чинах. (ГАСБУ, фп, д. 67093, т. 37(3149), дело Ольдерогге В. А., показания Шатунова П. В., с. 3.)

С приходом в школу имени Каменева В. А. Ольдерогге заведенные правила остались нетронутыми. Правда, не обошлось без недовольных: М. С. Матиасевич ушел в отставку, а В. Ф. Ржечицкий был переведен на должность обычного преподавателя. Владимир Александрович сразу же понял, что костяк школы составляют бывшие преподаватели 1-го Киевского Константиновского училища еще старой русской армии, полковники Луганин, Семенович, Минин, капитан Карум, а также представители офицерства старого киевского гарнизона. Их-то он, судя по показаниям, и приблизил к себе, приглашая на вечернюю карточную игру (естественно, на деньги). Интересно отметить, что некоторое время со всей компанией играл в карты и М. С. Матиасевич, но он быстро продулся, задолжал игрокам крупные суммы, которые, по всей видимости, не смог отдать, и счел за лучшее более в "офицерском собрании" Ольдерогге не появляться".

Это окрытие "тянет" как минимум на кандидатскую. Прочти официальную версию создания училища - про Арзамас и Ташкент - нет и слова про Казань. [Прим. администратора - есть и про Казань в истории КВОКУ.]

Или есть нестыковки: возможно, Ольдерогге и Матиасевич командовали тем, что впоследствии стало КВИДКУС, как написано в Википедии, но все-таки,я больше склоняюсь к тому, что наше училище приехало из Казани вместе Матиасевичем, так как все бывшие офицеры и до революции и после готовили пехотных командиров. [Прим. администратора - КВИДКУС в 1921 году расквартировалось в зданиях бывшего Киевского военного училища.]

Насчет публикации - это твоя епархия, как хочешь, так и поступай, просто где-то есть несоответствия. Я их выявил случайно, готовя к выпуску свою третью книгу. В ней будут часы, подаренные подпоручику Луганину, когда он уходил на Русско-японскую войну из лейб-гвардии Волынского полка. После Русско-японской войны он попал в КВУ, после революции преподавал в том училище, где командиром был Матиасевич и Ольдерогге, репрессирован в 1931 году. Остается понять, что это за училище (КВОКУ или другое).

Такие дела.

Я должен согласиться с Володей. Да, на фотографии есть (или должны быть) офицеры, которые впоследствии преподавали в нашем училище.

Интересная деталь на фото - для тех, кто сидит на земле, заботливо подстелили одеяла.