Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь является уникальный духовным и историко-культурным комплексом, архитектурный ансамбль которого сложился в начале XVI – середине XVIII веков. Он расположен в самом центре столицы на пересечении небезызвестной улицы Петровки и Петровского бульвара.

В страницах летописи данной обители (как впрочем, и большинства московских монастырей) неразрывно переплетаются история РПЦ и российского государства. Примечательным фактом современной её истории является и то, что она стала первым монастырем, который был воссоздан нынешним Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом после избрания его на эту должность.

Основание монастыря историки относят к 1315-1317 годам, когда митрополит Киевский и всея Руси Петр был приглашен в Москву князем Иоанном Даниловичем (Калитой). Князь часто прибегал к духовным советам святейшего и во всем его слушал. Однако из любви к монашескому уединенному житию митрополит Петр не мог надолго оставаться в шумном Кремле и попросил у князя разрешения построить неподалеку небольшой монастырь. Так на высоком берегу реки Неглинной (ныне заключенной под землю в каменные трубы) вблизи села Высокое, возникла обитель с храмом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Здесь в молитвах о Руси и о пастве своей святитель Петр все более укреплялся в мысли о перенесении постоянного местопребывания первосвятителей Русской Церкви в Москву, что и было осуществлено им в 1325 году. После этого судьбоносного решения Москва стала укрепляться не только как духовный, но и как государственный центр Российской державы…

Вскоре после смерти святителя (1326) и последовавшим за ней прославлением в лике святых Великий князь Иоанн Калита повелел переосвятить восстановленную после одного из пожаров церковь обители, посвятив её святителю Петру, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси чудотворцу, а сам монастырь со временем стал именоваться Петровским или Высоко-Петровским.

Кстати, интересным фактом Истории РПЦ является то, что посох святителя Петра до наших дней вручается новоизбранному Патриарху Московскому и всея Руси при интронизации, как символ высшей духовной власти…

Судьба обители была неотделима от нелегкой, но героической судьбы первопрестольного града: вместе с Москвой она страдала от пожаров и войн, но всякий раз возрождалась благодаря усердию Великих князей и простого люда. Немало было сделано для строительства и восстановления монастыря благоверным князем Дмитрием Донским и Великим князем Василием III. Именно при Василии III в нём построили каменный храм святителю Петру, ставшим образцом строительства на Руси столпообразных храмов, сохранившихся до настоящих дней.

Важную веху в историю монастыря и его дальнейшее строительство привнес Петр I.

Дело в том, что усадьба рода Нарышкиных вплотную примыкала к южной стене обители, они любили в ней молиться, радели о её состоянии и особо чтили память её основатели. Поэтому первенца Натальи Кирилловны (жены царя Алексея Михайловича) крестили в день памяти святых апостолов Петра и Павла, и нарекли Петром. На радостях в связи с рождением внука дед Петра I – Кирилл Полуэктович Нарышкин – подарил зятю свою усадьбу, а тот, в свою очередь, преподнес её в дар монастырю, что сразу вдвое увеличило его территорию.

Именно после смерти Алексея Михайловича (1676) в период острой борьбы за власть между Нарышкиными и Милославскими, в ходе стрелецкого бунта (1682) здесь были жестоко убиты родные дядья Петра (братья его матери) – Иван и Афанасий, нашедшие в монастырской земле своё упокоение. Здесь же были со временем похоронены дед и бабка Петра I, многие его родственники по материнской линии (более 20 представителей). В память о тех событиях, по указанию Петра в обители были возведены: каменный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, над Святыми вратами – колокольня с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, построены братские кельи (в честь братьев названные Нарышкинские палаты), а на средства статс-дамы Н.А. Нарышкиной – построена церковь в честь Толгской иконы пресвятой Богородицы. Юный царь любил бывать в монастыре и даже помогал во время богослужений в нём, поэтому со временем обитель «за глаза» стала наименоваться «государевым богомольем».

С царским расположением росло и благосостояние обители. В начале XVIII века он владел вотчинами и небольшими загородными обителями. На дарованных землях располагались луга, мельницы и богатые рыбные ловли. К монастырю в 1690 году также было приписано несколько монастырей, в том числе Саратовский Рождество-Богородицкий монастырь (упразднен в 1704 году), имевший рыбные ловли на Волге.

После секуляризации церковных земель (1764) монастырь был причислен ко 2-му классу (штат – 16 чел. братии), что значительно ухудшило его благосостояние. Кроме того значительный ущерб обители был нанесен французами в 1812 году, в ходе пребывания в нём резиденции московского губернатора, назначенного Наполеоном (маршала Мортье), где французскими интервентами в том числе осуществлялись расстрелы москвичей, которых они подозревали в поджогах столицы.

Но, несмотря на «взлёты и падения» своего величия, обитель всегда отличалась благотворительностью и просвещённостью:

● в 1771 году во время эпидемии чумы в Москве в ней была устроена лечебница, где страждущим оказывалась как духовная, так и медицинская помощь (с того времени, кстати, и перестали хоронить на территории монастыря);

● настоятелями монастыря часто назначались ректоры Московской и других духовных академий;

● монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища;

● с 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения, располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви;

● ею вносился посильный вклад по пропаганде здорового образа жизни среди населения – в стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости.

И даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать:

● крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания Властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам, как святое монастырское послушание!);

● Московская Духовная академия.

После окончательного закрытия монастыря (ставшего у новых властей, приходским храмом) в его помещениях разместились завод по ремонту моторов для сельхозтехники, центральная медицинская библиотека, ОСОАВИАХИМ, многие храмы и помещения обители – были перестроены, обезображены и отданы под коммунальные квартиры. А в 1930-е годы над архитектурным ансамблем обители нависла даже угроза полного сноса «ввиду расширения Петровки», но, к счастью, этот проект не был реализован. В дальнейшем здесь разместились учреждения Министерства культуры, в том числе Литературный музей (располагающийся здесь до сих пор).

И только в 1959 году, получив статус памятника архитектуры, начались работы по внешнему восстановлению обители – к 1990-м годам её ансамбль в основном приобрел свой прежний архитектурный облик. Однако, к сожалению, работы в полном объект провести так и не удалось (учитывая, что на эти нужды выделялись незначительные средства), поэтому они продолжается до настоящего времени.

В начале 1990-х годов, когда бывшие церковные земли и сооружения начинают передавать РПЦ на территории бывшей обители (в трапезном храме прп. Сергия Радонежского) возобновляются (1992) богослужения и создается Патриаршие подворье (1993), которое в октябре 2009 г. – по благословению Святейшего Патриарха воссоздается, как ставропигиальный монастырь (священноархимандритом которого является сам Святейший).

С момента воссоздания здесь монашеской жизни хоть численность братии обители и небольшая, но она постепенно возрастает. И как-то заметнее активизировались работы по восстановлению монастырских сооружений и благоустройству территории.

Вход в монастырь нынче – свободный, а на самой территории обители (кроме храмов) разрешается без ограничений осуществлять любительскую фотосъемку.

С 1992 года в стенах монастыря действует Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ, а игумен обители (митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий) является его Председателем.

Данное обстоятельство, несомненно, наложило свой отпечаток – здесь проходит, образно говоря, передний край борьбы за духовность российского общества, поскольку нынешнее государство отдало её на откуп рыночных отношений. И очевидно то, что именно отсюда в свое время вышли с предложением о проведении эксперимента по введению в российских школах нового предмета «Духовно-нравственное воспитание», чтобы хоть как-то остановить дальнейшую девальвацию нравственных устоев подрастающего поколения. И насколько я знаю, в ближайшее время эта инициатива должна получить узаконенный статус…
При Отделе религиозного образования созданы и функционируют (на территории Москвы) Российский Православный институт св. Иоанна Богослова, курсы законоучителей, иконописцев, регентов и церковных певчих, а также действует издательство «Просветитель».

При монастыре проводятся занятия в воскресной школе для детей и взрослых,

имеется разветвленная сеть церковных лавок (3 точки),

функционирует для паломников и всех желающих трапезная, а также для всех желающих ежедневно (с 12:00) паломнической службой организуются и проводятся экскурсии по обители.

Кроме того монастырь имеет свои подворья:

● церковь Сретения Господня при театре Школа драматического искусства (Сретенская церковь (Последний пер., 27/19);

● церковь Николая Чудотворца при доме-музее Ф. Ф. Конюхова (ул. Садовническая, 77, стр. 4).

По-своему красив, и я бы даже сказал, изящен и уютен архитектурный ансамбль монастыря.

Композицию монастыря, состоявшего из двух дворов:

главного (северного)

и хозяйственного (южного) – определило присоединение в XVII веке к обители усадьбы Нарышкиных.

Дворы сообщаются широким сводчатым проездом между церковью Сергия Радонежского и Братскими кельями.

Современный архитектурный ансамбль обители включает в себя: 1) храмовые сооружения; 2) административные сооружения; 3) монастырскую ограду; 4) храмовые сооружения, расположенные за монастырской оградой.

I. Храмовые сооружения

собор святителя Петра, митрополита Московского (Петровский собор) – главный храм обители. Он является древнейшим культовым сооружением монастыря, возведенным в 1514-1517 годы архитектором Алевизом Фрязинов на месте прежнего деревянного храма.

При обновлении обители в конце XVII века он был перестроен, а восстановлен в первоначальном виде – в начале 1980-х годов, в ходе его реставрации. Архитектурные формы храма не имеют в настоящее время аналогов: восьмигранная башня, увенчанная шлемовидной главой, возвышается над восьмилепестковым нижним ярусом.

Собор был закрыт в 1924 году и только в середине 1990-х годов возвращен РПЦ (освящен 3 января 1998 г.). Богослужения и братские молебны в нём совершаются только в летнее время, поскольку он неотапливаемый;

церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Боголюбская церковь), построенная в 1690-1691 годы на месте перенесенной в колокольню Покровской церкви.

Она представляет собой двухсветный бесстолпный пятиглавый четверик и прилегающую трапезную, стоящие на низком подклете. Данный храм с конца XVII века служил родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, а у юго-западного угла церкви пристроена часовня-усыпальница деда Петра I – К. П. Нарышкина.

Изящные маковки храма завораживают взгляд проходящих мимо церкви путников, поскольку с разных сторон они открываются как бы по-новому. Сочетание золотых крестов с черной черепицей покрытия куполов (темный цвет – имеют только монастырские храмы) на красном-белом фоне церковных стен выглядит впечатляющее (в чем можно убедиться, поглядев на фотографию).

Эта церковь была закрыта одной из последних в обители (1929). Поскольку восстановление её внутреннего убранства требует серьезных исследовательских работ, то она до сих пор ещё не возвращена Церкви и богослужения в ней не совершаются;

церковь прп. Сергия Радонежского (Сергиевская церковь) с трапезной, построенные в 1690-1694 годы в память спасения Петра I в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре во время стрелецкого бунта.

Храм является зимним соборным храмом обители и строился, как уменьшенная копия трапезного храма Троице-Сергиевого монастыря. Первоначально храм был одноглавым, но после обновления (1704-06) приобрел нынешний вид. В 1836 году в трапезной были устроены приделы Алексия митрополита (левый) и Митрофания Воронежского (правый).

Окруженный гульбищем храм на высоком подлете состоит из двухсветного пятиглавого четверика и прилегающей обширной трапезной.

В знак особой близости монастыря и храма к венценосной семьи крест главного купола церкви увенчан знаком царской короны.

Сама церковь окружена открытой галереей (гульбищем) на аркадах, которая соединяет ее с корпусом братских келий.

В южной галерею (со стороны хозяйственного двора) ныне установлен ряд надгробных камней с захоронений боярского рода Нарышкиных, которые ранее размещались в трапезной части Борисоглебской церкви.

Храм закрыли в 1924 году, а службы в нём были возобновлены в 1992 году (после передачи его РПЦ). При этом имеющиеся раньше в трапезной палате приделы – до настоящего времени ещё не восстановлены.

В этой церкви в настоящее время хранятся главные святыни обители – икона свт. Петра Московского с частью его святых мощей, частицы мощей свт. Спиридона Тримифунтского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Анзерского, икона святых Первоверховных апостолов Петра и Павла с частицами их мощей, ковчег с частицами мощей всех Киево-Печерских преподобных, чтимые иконы Пресвятой Богородицы – Казанская и Толгская, икона Собора новомучеников и исповедников Высоко-Петровского монастыря;

● церковь в честь Толгской иконы Божией Матери (Толгская церковь), построенная в 1744-1750 годы в стиле классического барокко. Посвящение храма Толгской иконе связано с почитанием этого образа в семье Нарышкиных, т.к. именно в день ее празднования в 1689 году царь Петр I и царская семья были спасены в Троице-Сергиевом монастыре от покушения стрельцов.

Церковь представляет одноглавый прямоугольный в плане, стоящий на подклете, храм с граненой апсидой.

Он был закрыт в 1924 году, а возвращен РПЦ и вновь освящен в октябре 1999 года. В настоящее время в храме устроена керамическая купель и в соответствии с расписанием в церкви совершаются богослужения;

церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская или Богородицкая церковь), построенная примерно в 1691 году над Святыми вратами (1680).

Прежняя церковь, известная с 1634 года, находилась на месте нынешнего Боголюбского храма и в связи с его строительством была разобрана. Четверик нынешней Покровской церкви без выступающего алтаря, окруженный гульбищем, расположен над трехпролетными проездными воротами.

Над храмом – восьмигранная колокольня (1694) с двумя ярусам открытых звонов, завершенная куполом с главкой на стройном барабане. Уникальность данного храма в том, что всё в нем керамическое: престол, паникадило, иконы.

Церковь была упразднена после разорения в 1812 году, а возобновлена – только в 1865.

В советское время (в 1927 году) её закрыли, а после передачи РПЦ и освящена в середине 1990-х годов – она является домовым храмом настоятеля обители;

церковь в честь Казанская иконы Божией Матери (Казанская церковь), устроенная в 2000-2001 годы на месте бывшей одноименной часовни, расположенной в заложенном южном пролете главных монастырских ворот (на фотографии, что выше – справа), под церковью Покрова, в 1905 году. Часовню закрыли в начале 1923 года, а после возвращения монастырских зданий РПЦ, в её помещении был устроен храм, освященный в 2001 году;

церковь Петра и Павла (Петропавловская церковь), построенная в 1753-1755 годы на основании бывших белокаменных ворот усадьбы Нарышкиных (XVI века) – они же являются её подклетом. Представляет собой одноглавый барочный храм типа восьмерик на четверике, окруженный соединяющим его с кельями гульбищем. Первоначально был освящен во имя Пахомия Великого. Но после разорения в 1812 году храм он был упразднен и только в период 1914-1918 годов восстановил свою деятельность как церковь во имя Петра и Павла. Помещение храма было возвращено РПЦ в 1997 году, но работы по его восстановлению до настоящего времени не завершены. Само сооружение не освящено и временно используется как иконописная мастерская;

часовня Нарышкиных, построенная в конце XVII века и представляющая собой небольшое каменное сооружение с белокаменной крышей и белокаменным крестом над могилой Кирилла Полуэктовича Нарышкина. Она размещена у южного угла Боголюбской церкви. После закрытия монастыря часовня была разорена и пустовала, а в настоящее время – она используется для поминальных служб.

II. Административные сооружения

настоятельский корпус (примыкает к Святым вратам по ул. Петровке), построенный в 1688 году на месте находящихся здесь деревянных богаделен.

Г-образный в плане корпус состоит из ряда сводчатых помещений, объединенных сенями наверху. Внизу был подъезд-лоджия., который чуть позже – заложили. В сени со двора вело крыльцо. Внизу были хозяйственные помещения, а парадные апартаменты располагались на втором этаже, вдоль фасада по Петровке.

Окна уличного фасада лишены оформления, только два крайних имеют наличники с ушками. Убранство фасадов со стороны монастыря скромное: лопатки. фронточники над окнами первого этажа и карниз.

В настоящее время в корпусе располагаются покои настоятеля монастыря и Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;

палаты Нарышкиных были перестроены под монастырские кельи (1690-е годы) из усадьбы Нарышкиных – долгое время они были самым длинным зданием в Москве. Нижний каменный этаж старого дома (Наугольные палаты) стал основой палат, к которому был дополнительно пристроен второй этаж.

Здание имело развитый хозяйственный подклет, а просторные жилые помещения были связаны между собой. Подклетный этаж разделен на две части проездом. Южная, отапливаемая половина, была жилой, в северной – располагались кладовые, а собственно кельи – занимали второй этаж.

Новый корпус своей оригинальной отделкой каменных наличников, сплошного ряда окон на фасаде второго этажа, расчлененного на равные части колонками, подчеркнутого строгой линией карниза, придал всему ансамблю монастырских построек особую красоту и изящество.

Праздничность декора верхнего этажа Братских келий усиливает скупость оформления первого этажа, расчлененного широкими лопатками на равные части с прорубленными в них окнами-бойницами. Он как бы продолжает плоскость прясел монастырских стен, опоясывающих территорию.

В палатах нынче располагаются Литературный музей (о котором я уже говорил – вход с ул. Петровки), главная церковная лавка, хозяйственные и служебные помещения обители;

братские кельи (между палатами Нарышкиных и Тогольской церковью) – трехэтажное каменное здание келий XIX века, в которое проживают и нынешние насельники монастыря;

● одноэтажное здание монастырских служб (конца XVII века), расположенное в юго-восточном углу обители, которое используется нынче для хозяйственных нужд монастыря, а возле них – открытая стоянка для «служебных» и гостевых машин;

● одноэтажное хозяйственное здание (в северо-западной части монастыря, рядом с Боголюбской церковью), используется для удобства посещения обители паломниками и любителями старины (в том числе в них оборудованы комфортные санузлы).

Временная звонница монастыря (до завершения подготовительных работ на колокольне) расположена над сводчатым проездом между Сергиевской церковью и братскими кельями.

А между Толгской церковью и Святыми вратами, где в 1812 году были похоронены тела москвичей (13 чел.), расстрелянных по приговору наполеоновского маршала Мортье, в настоящее время установлен поминальный крест.

Кроме того, в 1901 году в целях решения финансовых проблем обители в северо-западной части монастыря к северному торцу Настоятельского корпуса (на месте бывших строений богаделен) был пристроен трехэтажный доходный дом – с магазинами на первом этаже и квартирами на других этажах, сдававшимися в наём (сейчас это здание не принадлежит монастырю, а в нем расположены ресторан и частные квартиры).

III. Монастырскую ограду, построенную в конце XVII века (внутренняя поверхность которой имела вид полуарок, создававших впечатление удивительной воздушности и храмов и палат) и которая сохранилась лишь частично:

с запада по Петровке (два прясла по сторонам Толской церкви),

частично с юга по Крапивенскому переулку и с восточной стороны обители.

Полуарочное оформление внутренней стороны стены-ограды, в совокупности с аркадами Сергиевской церкви и Нарышкинских палат делают монастырский двор изящным и как бы воздушным.

В саму обитель ведут три входа:

главный (он же для паломников и посетителей монастыря) Святые врата (со стороны ул. Петровки),

Южные (хозяйственные) ворота (со стороны Крапивенского пер.)

и Восточные – со стороны Петровского бульвара.

Есть, правда, еще один проход в обитель – через Нарышкинские палаты, если заходить с улицы Петровки в центральную церковную лавку…

IV. Храмовые сооружения, расположенные за монастырской оградой (монастырские подворья).

церковь Сретения Господня (Сретенская церковь) при театре Школа драматического искусства, построенная в 2001-2004 годы и являющаяся уникальной (а возможно и единственной своего рода в мире), поскольку размещена на крыше одного из корпусов театрального здания;

церковь Николая Чудотворца (Никольская церковь) при доме-музее Ф. Ф. Конюхова, сооруженная на средства Ф. Ф. Конюхова в 2000-2004 годы в память о погибших мореплавателях и путешественниках. Представляет собой небольшой кирпичный двухъярусный восьмерик, завершенный шатром с главкой. К нижнему ярусу здания примыкает алтарная апсида.

Несмотря на компактное расположение сооружений монастыря, чтобы все их обойти потребуется не меньше двух часов, а если ещё и внимательно рассматривать архитектурный ансамбль обители, в комплексе (возвращаясь периодически в пройденные места) – то и того больше…

При этом часть бывшей территории обители, очевидно, навсегда утеряна, поскольку давно стала уже чей-то частной собственностью,

в том числе с юго-востока – к ней примыкают отстроенные здания посольства Алжира в России.

***

Ритм монастырской жизни особенно чувствуется в таких городских монастырях, к каким относится Высоко-Петровский.

Когда заходишь в обитель с шумной Петровки, то первое ощущение, которой испытываешь в себе – иное течение времени: без суеты и спешки…. Поэтому, наверное, неслучайно одной из главных задач, стоящих перед монастырем (не считая своего житейского благоустройства и т.п.), является не его «вписывание» в жизнь современной Москвы, а чтобы Москва (ее жители), соприкасаясь с молитвенным служением и покоем обители, смогли попытаться увидеть суетность жизни, когда она наполнена только земными устремлениями, зачастую отрывающими наши души от духовности, добра и милосердия…

Нередко святые отцы (не церковные функционеры, а умудренные жизнью монахи) говорят устами Божьими: «Царство Божие внутрь вас есть». При этом, как мне думается, они не призывают окружающих стать религиозными фанатиками, а вкладывают в эти слов несколько иной смысл: когда внутренний голос подсказывает нам, что нужно сделать что-то не в угоду сиюминутных желаний, а по совести – то желательно к нему прислушиваться, выделив его из разноголосицы различных жизненных соблазнов…