Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь является одним из наиболее сложных и интересных памятников русской духовной культуры, русского искусства и зодчества. Замысел его создания и дальнейшая судьба тесно связаны с историей России второй половины XVII столетия, а также с памятью основателя и идеолога обители – патриарха Никона, чьи церковные реформы, во многом положили начало расколу в РПЦ, последствия которых пожинаются до сих пор.

Монастырь был основан Патриархом в 1656 году и являлся его одной из любимейших обителей (к том же – подмосковной резиденцией), где он прожил более восьми лет после своего добровольного удаления из Москвы. Все свои силы и энергию он употребил на воплощение своего замысла – создание в Подмосковье точного подобия знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

История христианства знает немало примеров воспроизведения палестинских земель (например, Ааханенская капелла, Ротонда Сан-Стефано в Болонье), но только в подмосковном «Новом Иерусалиме» образ Святой Земли воссоздан в иконографической полноте, со всеми местами земной жизни Христа Спасителя. Топография и топонимика российского Нового Иерусалима (разместившегося на территории 5х10 километров) с удивительной точностью воспроизводят Святые места Палестины:

– в композиционном центре этой местности находится холм, названный Сионом, где был основан сам Воскресенский мужской монастырь;

– к востоку от подмосковного Сиона (монастыря) расположен холм Елеон, соответствующий Елеонской горе, где согласно Евангелии жили жены-мироносицы Марфа и Мария и брат их Лазарь, воскресший Спасителем. Здесь же разбита роща (давно ставшая лесопарком), названная Гефсиманским садом (здесь находится Богоявленская пустынь обители);

– север Русской Палестины создает образ Галилеи, где находятся холмы Фавор и Хемрон (Ермон) (где жил и проповедовал Христос);

и даже протекающая рядом с Воскресенской обителью река Истра – на участке монастырского холма была переименована в Иордан… А некоторые здания обители (например, Воскресенский собор, построенный по образу и подобию Храма Гроба Господня) повторяют очертания сооружений Иерусалима.

По дошедшим до нас ведениям Истории, в октябре 1657 года на освящении деревянной Воскресенской церкви обители присутствовал царь Алексей Михайлович и именно он впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом, из-за схожести с ним этого места…

Однако Никону не суждено было окончить предпринятую им постройку и увидеть ее осуществление – только спустя сто лет, при императрице Елизавете Петровне, храм и монастырские корпуса были достроены, а сам монастырь обнесен каменной стеной…

Расположен Ново-Иерусалимский монастырь, как уже ясно из сказанного, в Подмосковье, на холмистой местности рядом с городом Истра (Московской области), который образовался, кстати, во много благодаря обители, в излучине одноименной реки. Проехать до монастыря от Москвы можно на поезде (с Рижского вокзала) или на автомобиле (автобусе) по Новорижскому, Волоколамскому шоссе – на дорогу уйдёт от силы один час… Но, поверье мне, оно того стоит!

Помимо своей необычайности (точности воссоздания образа Святой Земли) обитель играла значимую роль ни сколько в общественно-политической жизни России (хотя и здесь она послужила своё), а сколько в духовно-просветительской жизни российского государства и русского Православия:

● в 1698 году близ монастыря произошло единственное сражение, которое в древности видели его стены – схватка (18 июля) на берегах реки Истры (к юго-западу от монастырского холма) между регулярными царскими войсками и восставшими стрельцами, которые двигались к Москве от западных границ: стрельцы были разбиты, взяты в плен, а 57 человек из числа зачинщиков казнены под стенами обители;

● обитель пользовалась особой благосклонностью царской семьи из-за своей необычайной схожести со Святой Землей (здесь в своё время побывали цари Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Николай II, царевна Татьяна Михайловна). К началу XVIII столетия Воскресенский монастырь был одним из самых богатых монастырей России – его вотчины и приписные монастыри находились в 25 уездах, обитель владела соляными и рыбными промыслами. Доходы с вотчин и крепостных крестьян, плативших натуральный и денежный оброк, удовлетворяли почти все потребности монастыря. В монастыре насчитывалось порядка 500 (!!!) человек братии. Однако в результате реформ Петра I (направленных на ограничение экономической независимости Церкви) в 1720 году монастырь потерял три четверти своих доходов, а оставшиеся средства – уходили только на текущий ремонт и обеспечение жизнедеятельности его братии. Экономическое положение монастыря улучшилось только в 1740-е годы, благодаря императрице Елизавете Петровне и несчастьям, свалившимся тогда на обитель: падение кирпичного шатра ротонды (1723) и грандиозный пожар (1726) – что ускорило выделение потребных материальных средств. Несмотря даже на секуляризацию церковных земель, за монастырем (1 класса) остались два подворья в Москве, 30 десятин земли, а в штате предусматривалось 32 человека монашествующих (к началу XX века – 50 человек);

● на протяжении всей второй половины XVII века монастырь оставался крупным духовно-образовательным и культурным центром не только Православия, но и всей российской культуры:

– целый ряд новшеств русской литературы и музыки второй половины столетия появлись в России через посредничество ученых монахов обители: архимандритов Германа и Никанора – выдающихся поэтов XVII века;

– с музыкальной школой монастыря связано распространение в России певческих рукописей с линейной нотацией, которая постепенно вытеснила старую крюковую систему нотного письма;

– прижизненные живописные изображения патриарха Никона (в том числе парсуна «Патриарх Никон с клиром»), исполненные в технике масляной живописи, где наряду со сложными композиционными задачами, живописными средствами переданы индивидуальные черты и даже характеры персонажей стали уникальным явлением для русского искусства того времени – перехода от иконописной к художественной живописи;

– с XVII века в монастыре существовала библиотека, собранная по инициативе патриарха Никона, в которой кроме текстов античных и раннехристианских авторов большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории (около 600 рукописных и старопечатных книг). Кроме того, в 1666-1676 годах здесь работала типография, переведённая патриархом из Иверского монастыря. В виду особой ценности, в 1907 году все рукописные книги библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку и составили там Воскресенское собрание рукописей, а в 1920 году они поступили в Государственный Исторический музей, где хранятся и поныне.

В обители чтились традиции преемственности с духовным наследием строгой монашеской жизни, подобно той, что была установлена в Введенской Оптиной пустыни, но при этом в XIX – начале XX века Ново-Иерусалимский монастырь является одним из самых крупных в России центров паломничества (ежегодно его посещало около 35 000 чел.) и объектом пристального внимания историков и археографов.

Кроме того, в ней была развернута активная издательская деятельность – появились в свет многочисленные брошюры с описанием «русских Палестин», литографии и фотографии с видами монастыря и репродукции с портретов его основателя. При монастыре действовала церковно-приходская школа, а также странноприимный дом для неимущих паломников и гостиницы для более обеспеченных.

К 1874 году в обители был создан музей Святейшего Патриарха Никона – один из первых церковных музеев России.

После октябрьской революции, в 1919 году монастырь был закрыт, а всё его имущество национализировано (наиболее ценное – передано в Оружейную палату). Надо отдать должно властям, им хватило тогда мудрости не превратить обитель в инфраструктуру какого-то учреждения (предприятия) – на его фондах был создан добротный художественно-исторический музей.

В годы Великой Отечественной войны (в декабре 1941 года) Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, после его захвата фашистами – в зданиях монастыря размещался немецкий госпиталь, а при их отступлении – монастырский ансамбль был ими подорван, в результате чего многие здания монастыря (прежде всего Воскресенского собора, колокольни, надвратной церкви и башни крепостной стены) сильно пострадали,

а некоторые были полностью разрушены – сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали даже в материалах Нюренбергского процесса.

Хотя ряд работ по восстановлению монастырского комплекса был предпринят уже сразу после освобождения его от немцев (в 1942-43 годах!), но только начиная с 50-х годов (и до середины 1980-х годов), в монастыре велись комплексные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин (правда, ремонтно-восстановительные работы все равно в полном объеме не были проведены до конца) и возобновил свою работу музей.

Только после пересмотра отношения государства к религии, в 1995 году архитектурный монастырский комплекс был возвращен в лоно РПЦ. В настоящее время на его территории помимо самого Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигального мужского монастыря расположен Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», являющийся сегодня одним из крупнейших в Подмосковье.

В настоящее время монастырская жизнь обители постепенно возрождается:

– его братия в 2011 году насчитывала в своих рядах только 6 человек, но сюда приходят всё новые и новые послушники и, кто знает, – завтра-послезавтра они пополнят её ряды;

– в монастыре организована экскурсионно-паломническая служба и сформирована монастырская библиотека, а также функционирует воскресная школа, в которой обучаются юные прихожане.

Ну и не менее важна задача, которая решается монастырем, - это участие в работах по восстановлению обители и её окрестностей («Нового Иерусалима»).

Учитывая уникальность архитектурного комплекса монастыря и его значимость для русского Православия в 2008 году при поддержке руководства российского государства и РПЦ был создан Попечительский совет Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, на который возложены задачи по организации восстановления в течение 2009-2016 годов исторического облика обители. При этом выделение средств на ремонтно-реставрационные работы осуществляется наполовину государством, а другую её часть – составляют средства, собранные на пожертвования меценатов, благотворителей и простых прихожан.

Главным «ожерельем» Ново-Иерусалимского монастыря, несомненно, является его уникальный архитектурный ансамбль и прежде всего Воскресенский собор.

В настоящее время в обители развернуты и полным ходом (строго по графику) идут ремонтно-восстановительные работы, поэтому, к сожалению, нельзя увидеть монастырь во всей его красе … Но цель данного обзора – показать не первозданные красоты обители (их, при желании, можно увидеть в фотоматериалах монастырского сайта или на широких просторах Интернета), а рассказать о самом её ландшафтно-архитектурном комплексе и его нынешнем состоянии, с тем чтобы сориентировать тех, кто сюда может быть когда-то всё-таки соберется…

Нынешний облик монастыря, сложился к началу XIX века и мало изменялся с тех пор, не считая проведенных ремонтных и реставрационно-восстановительных работ.

Ландшафтно-архитектурный ансамбль обители включает в себя: 1) храмовые сооружения; 2) административные сооружения; 3) крепостные стены с башнями; 4) монастырский некрополь; 5) постройки, расположенные за крепостной стеной.

1. Храмовые сооружения.

Жемчужиной обители, как я уже говорил, является Воскресенский собор, построенный в 1658-1685 годах. Он был задуман как реплика храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а его преображенное подобие, но, от этого, по-моему, ничуть не хуже.

Собор – уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте.

Разновеликие объемы кровли Воскресенского собора, «прочитываемые» глазом, как отдельные, но объединённые в гармоничное целое и «расцвеченные» многоцветными изразцами, создают символический образ града, «сходящего от Бога с неба». Этот образ храма-града был еще более убедителен в силу того, что все части собора, соединенные галереями и переходами, окруженные плоскими кровлями, были доступны для обозрения не только в целом, но и по отдельности, и на разных уровнях.

К сожалению, главный монастырский храм нынче почти весь покрыт строительными лесами (как снаружи, так и изнутри), но даже несмотря на это – в нём имеется свободный доступ почти ко всем пределам и святым местам, а церковные службы проходят там ежедневно… Хотелось бы отметить демократизм и открытость церковного руководства обители – съёмка как на территории монастыря, так и внутри этого и других храмов разрешена без ограничений (кроме времени проведения служб – в церквях).

Воскресенский собор по своей форме представляет подобие креста, середину которого прикрывает купол, и состоит из четырёх взаимосвязанных частей:

храма Воскресения – расположен в основной (центральной) части здания, представляющей собой четырёхстолпный крестово-купольный храм, увенчанный золочёной главой на круглом барабане диаметром 13,2 метра.

Его алтарь представляет собой величественное сооружение церковного зодчества и не имеет ничего себе подобного в России. В нём помещаются патриаршие престолы и хоры в память семи Вселенских Соборов:

● трёхъярусной ротонды с часовней (кувуклией) Гроба Господня – примыкающей к храму Воскресения с запада.

Кувуклия является главной святыней Нового Иерусалима и устроена в виде двухъярусной часовни с гробом Господним внутри; она из мрамора, со многими изящными колоннами и другими украшениями. Внутренность ее окована вся листовым золотом, и горящие лампады перед гробом Господним придают этому святилищу невыразимое величие.

Кувуклия Гроба Господня находится в центре ротонды и окружена её колоннами, на верхний ярус (22 метра) которой опирается металлический шатер диаметром 28 метров, выполненный в 1980-х годах в формах утраченного деревянного шатра XVIII века. Ротонда визуально закрывает собой другие объемы храма, и воспринимается как отдельно стоящее сооружение, в облике которого ярко выражена тема погребения и воскресения Иисуса Христа. С основным пространством собора она соединяется двухъярусной триумфальной аркой;

● подземной церкви св. Константина и Елены (сооруженной в 1666-1690 годы) – примыкающей к собору с востока, и углубленной в землю на три сажени (6 м), повторяет первообраз – четырехстолпный одноглавый храм, сооруженный в Иерусалиме на месте Обретения Животворящего Креста Господня.

Низкая подземная или «земляная» церковь – первое, что бросается в глаза посетителей, вошедших на территорию монастыря через Святые врата надвратной церкви. В XVII веке церковь возвышалась над поверхностью земли всего на 1,5 метра, а в настоящее время, после её достроек и реконструкции – существенно выше, но все равно из-под земли фактически видна только купольная часть храма (закругленная стена с тремя главками).

Подземная церковь примыкает к полукружию заалтарного обхода Воскресенского собора, а чтобы в неё попасть, нужно зайти в кровлю-гульбище через дверной проем в барабане главы (с её южной части). От главного алтаря Воскресенского собора в церковь ведут 33 ступеньки (по числу лет земной жизни Спасителя).

В северной части Подземной церкви, где раньше был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали», погребены ближайшие родственники генералиссимуса А.В.Суворова: жена – Александра Васильевича Суворова (1730-1800) и единственный сын – Аркадий Александрович Суворов (1786-1811).

В южной части церкви (чуть ниже уровня алтаря) находится придел священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского (†363), а рядом (южнее) - пещера Обретения Животворящего Креста, где находится кладезь с Живоносным источником (открытым при строительстве храма), из которого всегда можно взять святую воду (мне она показалась очень приятной на вкус).

В храме сохранился медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас середины XVIII века. В первом ярусе, по сторонам Царских врат, изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. В центре второго яруса помещен образ Голгофского Креста, которому предстоят в молении святые равноапостольные Константин и Елена.

Как и во всем Воскресенском соборе, в подземной церкви сочетаются архитектурные формы и убранство XVII-XVIII веков. Особенно богато оформлен барочной лепниной и вызолоченной резьбой барабан церковной главы, имеющий внутри хоры, через которые можно выйти на кровлю храма;

колокольни (семиярусной) – примыкающей к собору с юга (была взорвана фашистами в 1941 году) – в настоящее время сохранились лишь фрагменты первого яруса с приделом церкви Всех Святых. Но в ходе реставрационных работ предполагается восстановить её и использовать по изначальному предназначению, с учетом необходимых ограничений в качестве смотровой площадки.

Со стороны апсид собор дополняют главы приделов. Изначально в соборе было заложено 14 церквей и приделов, а в XVIII-XIX веках было устроено еще 15.

Показать все церкви и пределы Воскресенского собора, в рамках данного обзора, было бы сложно и утомительно, поэтому представлю Вашему взору только лишь небольшую их толику…

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (именуемая ещё, как Темница) – знаменита тем, что в её первообразе (иерусалимском) совершалось отпевание Христа.

Она состоит из предела и трапезной (в южной части которой хранятся каменные узы Христа – священные подобия камня-колодки, в которые были заключены ноги Спасителя во время мучений). Трапезная отделена от предела церкви стеной с тремя арочными проёмами, а в северо-западной части предела – устроена внутристенная часовня Пресвятой Богородицы, где находится икона Божией матери, именуемой «Симеоново пророчество».

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освещена в 1660 году) – известна своим сохранившимся ажурным изразцовым иконостасом (конца XVII век) и тем, что в ней похоронен Патриарх Никон.

Уникальный изразцовый декор Воскресенского собора сделал его ключевым памятником русского зодчества позднего средневековья, и данный храм является единственным памятником русского искусства, в котором изразцы использованы для убранства интерьеров. Именно керамисты монастыря первыми в России начали делать изразцовые архитектурные детали и достигли в этом направлении непревзойденных результатов. Изразцовые пояса опоясывали здание по всем ярусам, объединяя в единое целое все его объемы.

Другим храмом обители является надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим со Святыми вратами, сооруженная в 1694-1697 годы и органично вписанная в крепостную монастырскую стену. Она представляет собой многоярусный центричный храм типа «восьмерик на четверике», который получил распространение в русском зодчестве в конце XVII века. В строгом декоре храма, выполненного из кирпича, повторяются мотивы декора крепостной стены.

Церковь Рождества Христова была построены в 1686-1692 годы на средства царевны Татьяны Михайловны. В двухэтажном храме – верхняя (летняя) церковь сообщалась с трапезными палатами, а нижняя (теплая) – была окружена открытой папертью, позже замененной аркадой с элементами классического декора. С середины XVIII века (и до революционных событий 1917 года) в церкви располагались Вифлеемские приделы, составляющие единый комплекс святых мест (Святой Вертеп и ясли Господни; придел Обрезания Господня; придел Поклонения волхвов; придел Бегства во Египет; придел Избиения младенцев). Данный храм – одно из немногих сооружений обители, которое почти не пострадало в годы Великой Отечественной войны. После нынешней его реставрации, в нём планируется восстановить утраченные пределы, а само сооружение – использовать по первоначальному предназначению.

Южнее Воскресенского собора (между ним и крепостной стеной) установлен на временной звоннице Трехсвятский колокол (1666) – один из трех колоколов, вылитых в обители при патриархе Никоне. На нём нанесены изображения вселенских святителей и учителей Иоанна Златоуста, а в нижней части – сохранились имена его создателей: резчика – монаха Паисия и литейщика – монаха Сергия (Турчанинова). Гулкий звон колокола, когда он начинает звучать, завораживает не только тех, кто оказался на территории обители, но и находящихся в ближайшей окрестности…

2. Административные сооружения:

палаты (дворец) царевны Татьяны Михайловны, построенные в конце XVII века, представляют собой одноэтажное кирпичное здание, стоящее между двух современных ему братских корпусов. Палаты украшены достаточно скромно в стиле московского барокко, как и все братские корпуса. Внешний облик дворца и братских корпусов был сильно искажен в XIX веке, но восстановлен в 1960-х годах.

После ремонтных работ палаты планируется приспособить под Дом наместника Воскресенской обители (жилые и приемные покои) с канцелярией, бухгалтерией и архивом монастыря;

братские корпуса:

западный, где размещались и после ремонта будут размещаться кельи послушников;

восточный – для размещение келий братии и трапезной с кухней.

В период с 1685-1698 годов в западной части монастырского ансамбля были построены Трапезные, Больничные палаты и Настоятельские покои, объединённые в конце XVIII столетия в единое здание;

● бесстолпные трапезные палаты вторым этажом возведенные на «старых каменных службах», построенных еще до 1666 года, имеют облик во многом типичный для русской архитектуры конца XVII века. Три палаты вытянулись вдоль западного прясла крепостной стены перпендикулярно церкви Рождества Христова, примыкающей к ним с востока. Главное украшение Трапезных палат – белокаменные наличники больших полуциркульных окон.

Каждая из трех палат, по распоряжению царевны Татьяны Михайловны, служила своей цели: средняя «трапеза» предназначалась для паломников, вторая – для трапез братии, третья – «гостиная мирским ясти всех чинов людям».

После реставрации здания трапезных палат планируется приспособить под воссоздаваемый музейный монастырский комплекс, в том числе: в северной палате будет размещен мемориальный музей Патриарха Никона, а в южной – планируется создать монастырское Древлехранилище (где будут храниться собрания по истории Нового Иерусалима, включая богослужебные предметы и священнические облачения из монастырской ризницы). Кроме того в трапезной палате, примыкающей на втором этаже к храму Рождества Христова с запада, предусмотрено воссоздание двух утраченных приделов (святой мученицы Татианы; преподобного Сергия Радонежского).

Скромные по размерам и декору Настоятельские покои – с севера и Больничные палаты – с юга, как бы подчеркивают главенствующее положение Трапезных палат;

Настоятельские покои (с севера от трапезных палат) первоначально использовались под размещение настоятеля обители, но в ходе реставрации их планируется приспособить под служебные функции, а также помещение для выпечки артосов и монастырского хлеба;

Больничные палаты (расположены с южной стороны трапезных палат) выстроены в 1698 году с церковью Трех Святителей (небольшим храмом, с одной апсидой и двумя глухими восьмериками под главкой). Однако в начале XVIII века поверх больничных палат надстроили царский дворец, что привело к ощутимым изменениям в планировке всего корпуса: на верхний этаж перенесли Трехсвятительскую церковь (разобрав её главки), а из больничной палаты (нижнего этажа) – сделали дворцовую. В последствии второй этаж разобрали и через тогдашную (упраздненную) церковь посетители нынче попадают в музей.

Исходя из функционального деления территории монастыря и создания условий для уставной жизни монашеской общины, больничные палаты в комплексе трапезных палат предполагается использовать под представительские функции и гостевые приемы;

Палаты «монастырских детёнышей» (расположены между трапезными и больничной палатами) были построены в 1650-е годы (одно из первых каменных строений внутри монастыря) и представляют собой небольшое квадратное в плане здание, которое в XVIII веке было надстроено вторым этажом. Примечательным элементов сооружения является высокая аркада перед главным фасадом, за которой находится лестница на второй этаж.

Первоначально в них размещался детский приют (куда попадали осиротевшие бедные разоренные дети боярские, у «которых отцы и матери «посечены», где их кормили, одевали, воспитывали и обучали какому-нибудь занятию. Здесь они находились под присмотром специально приставленного к ним старца. По мере их «подрастания», их «приспосабливали» к различным работам, а по достижении совершеннолетия – отпускали, что называлось «благословлять в мир»), а в последующем они были дооборудованы с больничной палатой в дворцовые покои. Нынче здесь расположена одна из экспозиций музея;

Караульные палаты – были построены для штатной охраны обители и расположены внутри монастыря, справа и слева от церкви Рождества Христова. И после ремонта – в них будет размещена служба охраны и контроля допуска монастыря;

Солодовые и кузнечные палаты (1690-1694) предназначались для хозяйственных нужд монастыря, а с завершением ремонтно-восстановительных работ в них планируется разместить Иконописную и Золотошвейную мастерски обители;

Квасной погреб (палаты) – размещал хозяйственные службы монастыря и после ремонта планируется использовать его помещения для этих же целей;

Церковная лавка в настоящее время представляет собой сборно-щитовое сооружение (слева от входа через Святые врата) – очевидно, временное, до завершения реконструкции архитектурного ансамбля обители, а затем под него будет выделено специальное помещение. Кроме того, в каждой монастырской церкви имеются церковные прилавки, где можно купить приглянувшийся церковный аксессуар и литературу…

Кроме того, на территории монастыря планируется воссоздать разрушенные в годы Великой Отечественной войны и другие архитектурно-ландшафтные элементы: сад-оранжерею (у башни Варуха), сарай на каменных столбах (у Ефремовой башни), каменный больничный флигель в саду...

3. Крепостные стены и башни, которые придают архитектурному ансамблю обители завершенность, строилась в 1690-1694 годы по проекту зодчего Я.Г. Бухвостова.

Стена была построена в форме неправильного шестиугольника и расположена по периметру холма, который был подсыпан в северо-восточной части с целью создания наиболее выразительных панорамных видов. Строилась она по всем правилам крепостного зодчества и заменила первоначальную деревянную ограду.

Её длина составляет 920 метров, толщина – 3 метра, а высота – около 10 метров. Внутреннюю часть монастырской стены ритмически расчленяют высокие арки, а по её второму ярусу – проходит галерея, огражденная парапетом.

На углах и изломах ограды имеется восемь шатровых башен (четыре по углам и ещё четыре – по сторонам света), а главный вход (Святые врата), конечно, устроен в восточной стене.

Являясь традиционным элементом русских монастырских оград, равновеликие ярусные башни Нового Иерусалима играют, прежде всего, художественную роль.

Архитектурные формы башен во многом обусловлены восьмигранными и цилиндрическими барабанами глав Воскресенского собора, подчеркивая грандиозность последних. Внутри они имеют два этажа: нижний – использовался для хозяйственных нужд, а в верхнем, с арочными оконцами, располагались монашеские кельи:

Свои названия башни получили в XVIII веке, отчасти усвоив названия врат городской стены Иерусалима:

Гефсиманская башня (угловая юго-восточная);

Сионская башня (средняя в южной стене) – здесь планируется устроить временную звонницу с небольшим составом колоколов, которые обеспечат уставной звон во время богослужений в Воскресенском соборе до восстановления колокольни;

Давидов дом (угловая юго-западная);

● надвратная Елизаветинская башня (средняя на западной стороне – с выходом в Гефсиманский сад);

Иноплеменничья башня (угловая северо-западная);

Башня Варуха (средняя в северной стороне);

Ефремова башня (северо-западная, под которой был расположен колодезь, а ныне – водосточная труба от Воскресенского собора);

Дамасская башня (угловая северо-восточная).

Первый и второй ярус башен монастырской ограды (Гефсиманская, Сионская, «Давидов дом», Елизаветинская, Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская) после реставрации будут использоваться в соответствии с их исторической традицией – для хозяйственных нужд обители и размещения небольших мастерских различного профиля на основании пожеланий монастырского священноначалия.

4. Монастырский некрополь представляет собой небольшую часть некогда обширного кладбища – в Воскресенском соборе и вокруг него, – где уцелело около 80 надгробий, так как во время Великой Отечественной войны обитель сильно пострадала (а по архивным источникам установлено свыше 150 имен упокоенных здесь).

В списке похороненных здесь можно найти такие громкие дворянские фамилии, как Бестужевы-Рюмины, Голицыны, Нащокины, Шуваловы… Позднее здесь стали погребать людей разных сословий – купеческого, мещанского.

Самый красивый памятник, из сохранившихся здесь, расположен в южной части некрополя – это надгробие А.С.Цуриковой (жены местного купца и фабриканта П.Г. Цурикова – одного из меценатов обители), сделанное в виде киота из черного лабрадорита. На его лицевой стороне – мозаичная икона Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Христом, выполненная по эскизам художника В.М. Васнецова.

К подземной церкви примыкают две кладбищенские часовни XVIII века – Северная и Гефсимановская.

5. Постройки, расположенные за крепостной стеной:

Богоявленская пустынь (Скит Никона) была устроена в 1658 году невдалеке от стен Нового Иерусалима, в Гефсиманском саду на искусственном островке (правда, протоки, которые образовывали этот остров в саду в настоящее время почти уже незаметны).

Она представляет собой каменное четырехъярусное здание (в виде восточных жилых башен) с небольшими окнами:

в нижнем ярусе располагались часовня и служебные помещения с печью;

на втором ярусе – кельи для насельников пустыни;

на третьем ярусе – устроена небольшая церковь во имя Богоявления Господня, приспособленная для совершения богослужений, а также бывшая трапезная, келья и «приемная» палата Патриарха Никона;

на четвертом ярусе - церковь святых апостолов Петра и Павла, также приспособленная для совершения богослужений (позади её – колокольня с одним небольшим колоколом), и летняя келья Патриарха Никона.

По завершении реставрационных работ и оформления интерьеров – здание предполагается использовать в соответствии с историческими особенностями и с учетом его изначального предназначения.

Здесь же, в 100 метрах от скита протекают воды подмосковного Иордана (Истры),

а перед местом, где осуществляется омовение в его водах,

установлен памятный крест;

Келейный корпус, в котором до революции 1917 года располагалась церковно-приходская школа обители, а пока в нём арендуют помещения дорожная организация и нотариальная контора;

Странноприимный дом, где в настоящее время расположены администрация, экскурсионное бюро, кассы и служебные помещения музея «Новый Иерусалим»;

Силоамский источник, расположенный у подножия монастырского холма с северо-западной стороны (в парке «Гефсиманский сад»). Свое название он получил в памяти о событиях Священной истории, связанных со знаменитой Силоамской купелью близ Иерусалима.

Над Силоамским источником с 1845 года была построена деревянная часовня, именуемая «Силоамская купель», которая 1930-е годы была снесена. Однако источник уничтожить местным властям так и не удалось, хотя вплоть до 1990-х годов по их приказу к роднику время от времени подъезжал груженный доверху самосвал и высыпал в воду землю или песок, но вода всякий раз проступала, находя себе выход... В 1994 года источник был очищен и на Крещенский сочельник (18 января) его воды вновь были освящены, а паломники и любители вкусной колодезной воды получили к нему свободный и круглосуточный доступ.

Музей деревянного зодчества – небольшой архитектурно-этнографический музей под открытым небом (основан в 1970 году), расположенный у стен обители, в Гефсиманском саду. В нём размещены деревянные постройки из подмосковных деревень.

Среди его экспонатов находятся:

– деревянная часовня XVIII века (из села Сокольники, Чеховского района Московской области);

крестьянская изба (изба крестьянина Кокорина) 30-40-х годов XIX века (из д. Выхино, Люберецкого района Московской области);

ветряная мельница 2-ой половины XIX века (из с. Кочемлево, Кашинского района Тверской области).

Сам же Гефсиманский сад (лесопарк) представляет собой чудесное место для прогулок, где имеется помимо протоков,

свой пруд,

а в зимнее время можно совершить по нему прогулку в зимних салазках (санях) в конной упряжке или просто полюбоваться видами

на окрестности и монастырь…

***

Наверное, не зря говорят: «Как назовешь корабль, так он и поплывёт»…

Как и Иерусалим, Новый Иерусалим, знал и взлеты, и падения… и разрушался, и снова отстраивался… Но при этом он всегда оставался оплотом православной Веры. Ежегодно только музей «Новый Иерусалим» посещает около 300 000 человек, а если учесть всех паломников и простых верующих, приходящих сюда, то очевидно, что таких людей будет, наверное, около полумиллиона, а может и больше…

Да и дело здесь даже не в количестве посетителей, а в той атмосфере, которая царит в обители и вокруг неё.

Наблюдая за прибывающими сюда людьми, про себя замечаешь, что немалая часть из них заходит в монастырь, вероятно, с нелегкой душой: сосредоточенные в своих внутренних проблемах и переживаниях… А уходят – если и не сняв этот груз полностью, то с определенным душевным облегчение и каким-то просветлением – во всяком случае, я не видел выходящих из обители угрюмых людей…

Да обилие икон и святых образов в монастыре, создается такое впечатление, что каждый его уголок пропитан божественной благодатью. И она (эта благодать) остается неизменной, как и сама обитель (что и полторы сотни лет назад, что и сейчас)