Добрый день Юрий! Благодаря тебе за эти 4 года удалось не только поднять и восстановить память о легендарном КВОКУ, а и наладить связи со многими однокашниками, сослуживцами и просто друзьями, оказавшимися в силу разных обстоятельств вдалеке от родного училища. Твой вклад в это дело оценивается на высоком уровне и ты достоин этого! За свои слова отвечаю.

Вчера, 10 февраля я был приглашен на 20-летие подразделения, на базе которого создавалась Военная Разведка Украины. По прибытию из Дальнего Востока благодаря полковнику Кузьмину Николаю Михайловичу – первому руководителю этого подразделения, мне повезло попасть в эту структуру и продолжить дальнейшую службу в военной разведке до увольнения в запас.

Тогда, в 1992 году нас было не больше двух десятков офицеров, а через 20 лет это уже солидная организация с не одной сотней сотрудников. И самое главное – связь поколений даже в условиях территориальной разобщенности, поддерживается благодаря сайту КВОКУ. Он стал популярен и среди выпускников других военных училищ, является универсальным инструментом для решения разных вопросов и проблем. С кем бы не встречался – все владеют достаточной информацией и в большинстве ссылаются на сайт. Нет никаких проблем, что бы кого-то найти и установить контакт, да и самому комфортно - нет необходимости по много раз отвечать на вопросы: «ну как ты..?», «где ты…?», «что ты…?» и т.д. Я даже своим подчиненным по Афганистану представил сайт КВОКУ, теперь его читают в России, Беларуси, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Литве, Болгарии и Сербии. Интерес огромный и такая география только моего «куста» должна тебя вдохновить, хотя для твоего арсенала это «капля в море».

Впечатлений от состоявшейся встречи масса. Главное, что увидел живыми и здоровыми всех начальников ГУР МО, своих непосредственных командиров и начальников, а также «афганцев» и других сослуживцев. В высшей степени доволен встречей с моим первым начальником Кузьминым Н.М., так как не видел его лет пять, а он, оказывается уже два года, как стал «дедушкой» и дальше продолжает преподавать в академии. Приятно и то, что молодежь не забывает, хотя они когда-то пришли «лейтенантами», а теперь уже солидные старшие офицеры и самое главное: несмотря ни на что - желание служить не пропадает. Молодцы и удачи им в военной службе!

После торжественной части был прекрасный концерт военного ансамбля МО, в ходе которого мне вспомнился один эпизод и я решил его обязательно рассказать на фуршете. Попытался это сделать, но услышали немногие. Поэтому повторюсь, так как это имело место именно на стадии формирования не только Военной разведки, но и Военно-Морских Сил Украины. Как только Главный штаб был переименован в Генеральный штаб ВС, активизировались мероприятия по налаживанию боевой подготовки войск и оперативной подготовки штабов видов ВС. Кроме составления соответствующих планов подготовки войск готовились и мероприятия для контроля их выполнения. Вся эта работа генерировалась и проводилась в Главном оперативном управлении ГШ, начальником которого стал генерал Коркишко. Прибыл он из Прибалтийского ВО и с первого дня решил сделать из ГОУ «святая из святых» - в ГОУ из других управлений ГШ никогда не «приглашали», а всегда «вызывали», и то, что скажет начальник ГОУ – закон, обсуждению и пересмотру не подлежит.

На один из таких «вызовов» решением наших начальников были отправлены в ГОУ я и полковник Агапонов Леонид Васильевич, высокий, с басовитым голосом и присущей наглостью для спецназовца. Прибыли не только мы, но и представители других управлений, разместились в малом зале, ждем генерала Коркишко, а представитель ГОУ старается создать среди присутствующих некую напряженность и возвести ее в ранг обязательного ритуала на будущее. О цели сбора никто не сообщает. Я заметил, что у представителей ГОУ секретные тетради, а у остальных и у нас с Агапоновым простые рабочие блокноты. Зашел начальник ГОУ и далее мы узнали цель сбора – готовится поездка в Крым для проведения первой проверки органа управления недавно созданных ВМС и инспекции подчиненных частей. Штаб ВМС только создавался и по части разведки там, как говорится, еще «даже конь не валялся», да и по другим направлениям ситуация была не лучшей. Но тем не менее, задача была поставлена и от нас требовалось предложить к плану проверки свои вопросы. Тут же многие представители стали возражать, что это преждевременно, но им строго было указано «свое место» всего лишь одной фразой руководителя: «Генерал Коркишко своих решений не меняет». Дальнейшая работа или совещание показали, что по всем параметрам данная проверка не даст объективной оценки, но «операторы» рьяно защищали решение своего начальника. Когда вопрос коснулся юридической стороны, в соответствии с которой наша комиссия должна была определять оценки, оказалось, что у нас нет даже нормативной базы для контроля деятельности наших национальных ВМС. Но если проверять необходимо сейчас, то придется использовать пока соответствующие критерии бывшего СССР, а оказалось, что и их невозможно применить сейчас в полном объеме к практически, пока «бумажным» структурам управления и силам ВМС.

И тут меня взорвало: на очередной вопрос «операторов»: «Так что же предлагаете проверять?» я в сердцах выкрикнул: «Кроме исполнения офицерами ВМС Украины их профессионального и известного военно-морского танца «Яблочко» пока проверять нечего». После этого я думал, что оглох – тишина стала настолько громкой, что слышалась работа машинистки в соседнем кабинете. Буквально 3-4 секунды пауза и далее: «И кто же здесь такой грамотный?». При этом генерал Коркишко ищет взглядом автора, а его офицеры набросились на меня съедающими взглядами, чем и помогли ему определить мои координаты. Я встаю и представляюсь: «Подполковник Гогулов, разведывательное управление ГШ». Пока генерал Коркишко идет ко мне, полковник Агапонов меня поддерживает с места своим басистым голосом: «Он все правильно сказал, мы еще на должности командиров и начальников не можем подобрать кандидатов, а вы хотите уже в ходе первой проверки сделать из их кресла электрическим стулом». До этого момента я был плохо знаком с полковником Агапоновым, но после его фразы понял – мне повезло не только с полковником Кузьминым…
«А вы откуда, пане полковник?» - следует более раздражительный вопрос генерала Коркишко. «Разведывательное управление, товарищ генерал. И фамилия моя - Агапонов». Атмосфера напряженности дала большую трещину: офицеры заметно оживилась и стало ясно, что попытки навязать нам условия ГОУ были сорваны. Некоторые офицеры ГОУ пытались навести порядок методом «закрытия ртов», но тут же, в присутствии их же начальника, были «осажены» бывалыми офицерами из других управлений. На то время ситуация была чуть ли не «революционная» – никто не знал, чем может обернуться нам этот «демарш». А закончилось все очень просто: все офицеры были «оттраханы» за то, что не имели с собой секретных тетрадей, а мы, в свою очередь, «отзеркалили» эту пилюлю дежурному по ГОУ, и тем самым восстановили статус-кво. Но самое главное (это уже требует внимания представителей ВМС Украины) – мы добились отмены той злополучной проверки, на фоне которой ГОУ ГШ стремилось «обожествить» себя и заставили их «опуститься на землю».

Далее они и сами не один раз подтверждали, что кое в чем «перегибали». А генерал Коркишко надолго запомнил наши фамилии, но порядочность этого генерала оказалась намного сильней образа «сурового и жестокого» начальника, и я много раз был ему благодарен за то, что вспоминал наши с Агапоновым фамилии в совсем других ситуациях.

Тот день для нас с полковником Агапоновым был вообще «днем военной солидарности»: на обеде в столовой ПВО к нам подсели офицеры, которые принимали участие в совещании в ГОУ, потом «подключились» и офицеры управления ВМС ГШ, которые готовились на планируемой проверке в качестве «мишеней». Понятно, что мы тогда, в столовой, не манную кашу ели, но тосты помню до сих пор: «За Вас, разведка …» … и было приятно! Хотя тогда, на мое удивление, многие офицеры ГШ даже и не знали, что есть такое подразделение около полуразрушенной арки… А все представители ВМС Украины должны знать, кто в те трудные времена не дал унизить людей в военно-морской форме. Украина была и останется "морской державой", а не "береговой" или, еще хуже - "прибрежной" страной.

Написал это все под впечатлениями о состоявшейся встрече и с надеждой на наш сайт КВОКУ, что бы поделиться своими мыслями и воспоминаниями со многими сослуживцами, представителями ВМС и теми, кто не присутствовал на встрече. Пускай этот эпизод станет подтверждением известного изречения: «Своих не бросаем!» и будет одной из страниц истории этого подразделения.

Всем здоровья и удачи.