Существуют в русском Православии такие монастыри, что, имея за собой многовековую и насышенную историю, богатства и благолепия себе так и не нажили. Их история представляет собой типичную судьбу провинциальных монастырей, которые неединожды участвуя в решении важных государственных задач, всегда находились в тени известности и славы. Но на таких обителях, наверное, и зиждится монашеская жизнь русского Православия…

Сказанное в полной мере можно отнести к Свято-Успенскому Колоцкому женскому монастырю, что расположен в 22 километрах к западу от г.Можайска (дер. Колоцкое) на возвышенности, пересекаемой Старой Смоленской дорогой, на левом берегу р. Колочь (приток р.Москвы), в 10 километрах от Спасо-Бородинского монастыря (примыкая с западной стороны к Бородинскому полю).
Даже те, кто посещают бородинские места, не всегда догадываются (а может даже и не знают), что рядом с ними имеется такая обитель и что она в тех исторических событиях одна из первых приняла на себя вражеский удар…

Обитель была основана в 1413 году удельным князем Андреем Можайским, сыном Дмитрия Донского, как передовой форпост на подступах к Можайску. Но её созданию, предшествовала не совсем обычная история, которая в последующем легла в основу сюжета одного из произведений древнерусской литературы – «Повести о Луке Колочском».

…Местный крестьянин Лука на одном из деревьев (на месте нынешней надкладезной часовни монастыря) нашёл чудесную икону Пресвятой Богородицы (она была первой явленной в непосредственной близости от Москвы, переживавшей в то время начало своего возвышения). Он взял её и принёс в свой дом. Вскоре Лука обнаружил исцеляющую силу образа. К иконе стали стекаться недужные, весть о ней распространилась далеко за пределы Можайска, и достигла даже великокняжеского двора. Слава первооткрывателя великой святыни вскружила Луке голову. Разбогатев, он, выстроил для иконы церковь, а для себя – хоромы, достойные знатного вельможи. Стал вести разгульный образ жизни, возгордился. За свои грехи, по воле случая, Лука получил тяжкие увечья и, покаявшись, упросил кн. Андрея Можайского распорядиться своим нечестно нажитым имуществом по совести. Князь Андрей устроил на вырученные средства мужской монастырь, наделив его новыми земельными угодьями, а первым пострижеником обители стал тот самый Лука...
Вскоре на месте деревянной церквушки был построен соборный пятиглавый каменный (в те-то времена, на «затворках империи»…) храм в честь Успения Божией Матери, от которого и получил название монастырь. Множество богомольцев привлекала внимание эта чудотворная икона, в том числе царя Иоанна Грозного (который брал её с собой в поход для покорения Полоцка) поэтому, вполне возможно, обитель и занимала особый статус в церковной иерархии: его настоятели в сане игуменов (а некоторые – даже архиереев) неоднократно принимали участие на Соборах в Москве и ставили свои подписи на важных политических актах российского государства (о продолжении военных действий против польского короля, 1566; об избрании на престол Бориса Годунова, 1598).
В ходе польско-литовской интервенции в 1609 году монастырь был почти полностью разрушен, что потребовалось без малого 20 лет (до 1627 года), чтобы его восстановить (правда, уже с меньшим размахом).
К началу XVIII века обители принадлежало 73 крестьянских двора, обширные земельные угодья и пять прудов, а в 1722 году у неё появилось даже подворье в Москве (поблизости к Новоспасскому монастырю). Правда с 1724 по 1726 годы Колоцкий монастырь был приписан к Новоспасскому монастырю, но уже с 1726 года он вновь становится самостоятельным. А во второй половине того же века его полностью реконструируют: наряду с перестройкой собора и колокольни, территорию обители обнесли кирпичной оградой с шестью башнями, деревянное жильё заменили на каменное. Именно тогда сформировался стилистически целостный архитектурный ансамбль с чертами барокко.
В период секуляризации церковных владений (1764) обитель, несмотря на свой скромный достаток, не была упразднена, как это произошло тогда со многим небогатыми монастырями, но правда осталась при этом на скудном попечении, соответствующему третьеклассному монастырю (с численность монашествующих – не более 12 человек).
В годы Отечественная война 1812 года скромная обитель на Смоленской дороге волей судьбы оказалась в центре событий, решавших судьбу России. Монастырь неоднократно упоминался в военных реляциях, официальных известиях из армии, приказах и других документах тех дней:
● перед Бородинским сражением в течение несколько суток здесь размещался штаб М.И.Кутузова, который предполагал дать у стен обители генеральное сражение. Однако в последующем, после проведения детальной рекогносцировки, сражение было перенесено им на восток, к селу Бородино;

● именно в стенах обители П.И.Багратион и Д.В.Давыдов (тогда еще подполковник) обсуждали план создания партизанских отрядов, ставших предтечей организованного партизанского движения в России (об этом событии напоминает памятная доска, установленная на колокольне);

● именно у стен Колоцкого монастыря разыгрались арьергардные бои (разведка боем перед Бородинским сражением), где был смертельно ранен, а позже похоронен на территории обители генерал-майор Войска Донского П.К.Краснов, командовавший русским арьергардом;

● в монастыре останавливался Наполеон и с его колокольни обозревал поле предстоящего сражения, а затем наблюдал за ходом действий войск в Шевардинском бою, а так же, как гласит предание, начертал план будущего Бородинского сражения;
● в стенах монастыря был размещен французский госпиталь, насчитывающий более 20 000 (!!!) раненных и больных (после Бородинской баталии), которых потом Бонапарт бросил при отступлении, полагаясь на великодушие и сердобольность русских…
Оказавшийся в центре военных событий Колоцкий монастырь претерпел сильное разрушение и разорение со стороны французских мародеров, и только стремительный рейд казаков корпуса Платова спас его от полного уничтожения.
Учитывая заслуги обители и нанесенный ей в ходе войны ущерб, на её восстановление Священным Синодом была отпущена немалая (по тому времени) сумма (10 тыс.руб.), щедрые пожертвования были сделаны венценосными особами, в ходе их посещения обители и мест Бородинского сражения: Александром I (1818) и будущим государем Александром II (1837). Только лишь к 1839 году монастырь сумел восстановить свой архитектурный ансамбль. При этом, несмотря на небольшие источники своих доходов, обитель находила возможность уделять часть из них на содержание приходской школы (на 35 чел.), на приют странников и богомольцев.
До начала революционных событий XX века монастырь вел спокойную и размеренную жизнь – окормляя паству и исцеляя души многочисленных паломников. Удивительным фактом того времени, на мой взгляд, является то, что во время свирепствования чумы в Можайском уезде (в 1830, 1848, 1871 и 1892 годах) ни в монастыре, ни в его окрестностях никто из жителей не пострадал, а когда принесли Колочскую икону в сам Можайск (1871) – и там эпидемия стихла.

Архитектурный ансамбль монастыря того времени был цельным и законченным (на фотографии С.М.Прокудина-Горского, показанной выше, можно воочию посмотреть как выглядела обитель в 1911 году). Он включал в себя:
– на его территории:
• Успенский собор;
• двухэтажный настоятельский корпус;
• два каменных одноэтажных корпуса для братии;
• четырёхъярусную колокольню над вратами с десятью колоколами;
• хозяйственные постройки (3 амбара, кузница, скотный двор);
• фруктовый сад (400 плодовых дерева);
• каменную стену (с трех сторон, с четверной – забор) с шестью башнями, крытыми тесом;
– вне монастыря:
• деревянную часовню на каменном фундаменте (при дороге);
• надкладезную часовню;
• деревянный гостиный двор (на 3 жилых комнаты);
• приходскую школу;
• кузницу;
• гумно;
• мельницу.

С восточной и северной сторон к стене обители примыкало два пруда – Трещенков и Святой.
При этом на всё это хозяйство было всего-то 8 (!) человек братии (5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 1 монах).
После октябрьской революции (1917) монастырь постигла участь большинства российских обителей:
● летом 1918 года, за попытку защитить монастырское имущество от разграбления, под предлогом контрреволюционного выступления, настоятель и казначей обители были расстреляны (здесь же), а её монахов распустили;
● на территории обители в 1918 году была создана и размещалась трудовая коммуна «Большевик», а с 1932 – интернат для глухонемых детей;
● до 1934 года Успенский храм использовался как приходская церковь, а затем церковное сооружение было передано под нужды интерната.
В годы Великой Отечественной войны монастырские здания (и без того находящиеся в упадке) сильно пострадали в ходе ожесточенных боев, проходивших в этих местах. В них в тот период располагались: при немецко-фашистской оккупации – конюшни; при контрнаступлении советских войск – госпиталь (в память об этом близ монастыря находится братская могила умерших от ран и болезней советских воинов), а потом банно-прачечный отряд. В это же время был уничтожен (на дрова) старый монастырский сад.
После войны монастырский ансамбль продолжал подвергаться разрушению и переделкам: здесь последовательно размещались сельская школа, родильный дом и больница, сельсовет и библиотека. Монастырские стены с башнями (частично разрушенные в ходе войны) после войны были полностью разобраны (кроме одной башни) местным населением на кирпичи (для строительства печей), в 1966 году – были уничтожены придорожная и надкладезная часовни. Тогда же, после многолетних мытарств из города в город, из храма в храм была утеряна чудотворная Колочская икона Божией Матери... И только в 1970-е годы комплекс монастырских зданий был взят под охрану государства и впервые (за годы советской власти) частично отреставрирован, а в 1980-е годы архитектурный ансамбль монастыря передали на баланс Бородинского военно-исторического музея. Однако выделяемых в тот период средств на его реставрацию катастрофически не хватало, поскольку страна уже вступала в эпоху «перестройки»...
Монастырская жизнь в обители возродилась только в конце прошлого века: вначале (в 1993 году) – как подворье Спасо-Бородинского женского монастыря, а с октября 1997 года – как самостоятельный Свято-Успенский Колоцкий женский монастырь… И что опять-таки символично, сразу после воссоздания обители, летом 1998 года потомками бывшего церковного старосты Успенского храма туда был возвращен список чудотворной иконы, припрятанный их предком в богоборческое время. Возвращение иконы происходило без предварительного оповещения об этом и (что удивительно) под звон колоколов всенощного бдения, которое по странному стечению обстоятельств в тот день началось несколько позже обычного… И сразу после её возвращения работа по восстановлению монастыря сразу сдвинулась с мертвой точки, появились первые чудотворения и исцеления…
В настоящее время в монастыре насчитывается 15 насельниц (против 4 сестер, появившихся здесь в 1997 году). Все они:

● трудятся на сельскохозяйственных работах – у монастыря имеется свое подсобное хозяйство: огород, коровник, птичник, фруктовый сад. Есть даже своя пасека, а в Святом пруду (где вода, как говорят местные жители, не дает накипи) – начали разводить карпов;
● ведут просветительскую и миссионерскую деятельность;
● оказывают помощь Уваровскому детскому дому-интернату (также как и Спасо-Бородинский монастырь).

Руководит и трудится наравне с ними симпатичная, молодая и деятельная настоятельница Амвросия (Гавринева). Даже краткое, но доброжелательное общение с ней (в ходе моего ознакомления с обителью) оставило у меня о той встрече самые приятные и добрые впечатления.
Кроме того, много работ предстоит еще сделать по обустройству самого монастыря, объем которых можно понять, кратко рассказав (и показав на фотографиях) о нынешнем составе и состоянии архитектурного ансамбля Колоцкого монастыря.

Говорить о целостности и законченности ансамбля обители, каким мы его можем увидеть на сохранившейся фотографии С.М.Прокудина-Горского (что размещена по тексту выше), к сожалению, пока не приходится…
Комплекс монастырских сооружений в настоящее время включает в себя:

собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор), построенный в 1413 году, но капитально перестроенный в середине XVII века. Он является художественным центром обители (расположен посередине монастырской территории) и представляет собой бесстолпный, кирпичный, одноглавый храм с ярусным завершением в стиле барокко. При ней имеется две палаты: одна для ризницы, другая – для книгохранилища, а в трапезной части собора устроены два предела: северныйво имя св. пророка Илии, южный (восстановлен в 2001 году) во имя святого Николая Чудотворца.
В 1941 году храм был сильно разрушен, в 1960-е годы – частично отреставрирован, а после его возвращения РПЦ (с 1993 года и по настоящее время) в нём идут восстановительные работы: снаружи – реставрационные работы завершены, а внутри – по его обустройству – ещё продолжаются и, судя по всему, храм ещё не является в полном понимании недействующим;

церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны (Елизаветинская церковь), представляющую собой домовый храм, устроенный в братском (сестринском) келейном корпусе в 1993 году, а освещенный – в 1997. Внешне данный храм выделен главкой над сестринским корпусом;

● надвратную колокольню, возведенную в 1738-1763 году. Квадратная (в плане), четырёхъярусная и с восьмигранником звона она первоначально имела настенные часы (сейчас их, к сожалению, нет). В годы войны (1941-1942) взрывами снарядов была снесена верхняя часть колокольни (оставалось всего два яруса), но в 1970-х годах сооружение было реконструировано. В первом ярусе (этаже) колокольни имеются сквозные ворота – Святые врата (в настоящее время они закрыты и использовались на момент моего посещения монастыря – для хранения имущества) и расположены три кельи (одна – на правой стороне от врат и две других – по левой стороне, используемые ныне также, как подсобные помещения), на четвертом ярусе – расположена звонница.

Правда, колокольный ансамбль монастыря до конца еще не сформирован, но то, что рядом с колокольней стоят на деревянных настилах колокола («набирают силу» звона), свидетельствует, что недалек тот день, когда они займут в звоннице своё место… Не могу сказать как они будут играть, но внешне – выглядят они красиво…;

надкладезную часовню, построенную не позже XIX века над целебным источником (в поле, в 500 метрах от монастыря), где по преданию небезызвестный Лука обрёл чудотворный образ Богоматери (после чего здесь забил родник). В 1966 году она была разрушена, но в настоящее время здесь выстроена новая деревянная часовенная сень. Что интересно, вода в источнике (на вкус немного сладкая) зимой не замерзает, а летом – всегда студеная (не выше +3 градусов);

настоятельский корпус, построенный в конце XVIII века и в настоящее время находящийся на реставрации;

две братские (сестринские) кельи, построенные в 1785 году. В настоящее время они отреставрированы и в них проживают послушницы обители.

Монастырских стен с башнями (тех, что были первоначально созданы во второй половине XVIII века), как таковых, вокруг обители – уже нет (не считая небольшого сохранившегося фрагмента ограды с одной башней). Правда, с 1998 года территория монастыря с передней и тыльной сторон была обнесена деревянным забором, а кое-где сейчас уже даже появились остовы столбов для будущей монастырской ограды…
Кроме того в пос. Уваровка к Колоцкому монастырю приписан домовой храм – церковь Пантелеимона Целителя (Пантелеймоновская церковь) – устроенный при детском доме-интернате для умственно отсталых детей (в его здании) в 2000 году и который окормляется священнослужителями обители.

***

Посетив монастырь, я увидел его, мягко говоря, не в лучшем состоянии, а где-то даже – в запустении… Работы там, как говорится, непочатый край: по-прежнему в руинах находятся и монастырская стена с башнями, игуменский корпус; требует завершающих работ по реконструкции колокольня, не до конца завершено благоустройство самой территории… Но оптимизм и энтузиазм матушки и послушниц монастыря вселяет надежду на то, что к 200-летию Бородинского сражения (2012 год) и уж тем более своему 600-летию (2013 год) обитель их стараниями и с божьей помощью, помощью мирян и меценатов будет приведена в надлежащие ей вид, как это было уже неединожды в нашей Истории…
А каким он будет после завершения работ, думаю, я ещё обязательно расскажу и покажу…