В Русской Православной Церкви, пожалуй, нет более такого рода монастыря, каким является Спасо-Бородинский женский монастырь (полное название – Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь). Он единственный и абсолютно уникальный среди всех православных обителей России:
● является первым памятником в России героям Бородинской битвы и до середины XX века – крупнейший воинский мемориал в нашей стране;
● в нём непрестанно (ежедневно от момента создания до настоящего времени, с перерывом, когда обитель была закрыта) осуществляется молитвенное поминовение «российского христолюбивого воинства, за Веру и Отечество живот свой положившего» (как в Бородинском сражении, так и в последующих войнах и конфликтах);
● стал пантеоном любви и верности русских женщин своим мужьям достойным россиянам, защитникам и патриотам Отечества.

Полагаю, что выпускникам Училища, выбравшим в своей жизни изначально военную стезю, будет интересно узнать об этой удивительной обители…

Монастырь был создан по инициативе русской женщины Маргариты Тучковой (жены генерал-майора А.А.Тучкова (IV), ставшей первой игумений этой обители) и главным образом на средства женщин и престарелых родителей в память о погибших мужьях, женихах, а также братьях и сыновьях. Он является символом неисчерпаемого доброго начала, редчайшего личного мужества и силы духа русских женщин, сломить которые благодаря Православию не могли абсолютно никакие удары судьбы…

В 1812 году у села Семеновское (где расположен монастырь) во время Бородинского сражения находились Семеновские (Багратионовы) флеши (три полевых артиллерийских укрепления) и сюда (на левый фланг русской армии) Наполеон изначально нанёс главный удар своей армии. Насколько упорные и кровопролитные проходили здесь бои свидетельствует даже тот факт, что около половины всей пехоты французского императора полегло на флешах: из 60 тысяч – около 30 тысяч…

Не меньше потерь было и с российской стороны, в том числе погибли командир 1-й бригады 1-й западной армии генерал А.А.Тучков (IV), поднимавший (со знаменем в руках) под свинцовым дождем Ревельский полк в атаку, командующий 2-й западной армией П.И.Багратион, смертельно раненный в бедро в ожесточенной рукопашной схватке, начальник артиллерии 1-й армии – самый молодой (28-летний) российский генерал А.И.Кутайсов… Потери сторон были настолько велики, что до весны павшие на Бородинском поле воины лежали так и не погребенными…

Спустя два месяца после сражения, вдова генерала А.А.Тучкова отправилась на поле брани, где в сопровождении монаха Лужецкого монастыря в течение дня (без устали и невзирая на тяжелый трупный смрад) пыталась найти тело погибшего мужа. Но так его и не нашла… На предполагаемом месте гибели мужа Маргарита Михайловна вначале установила памятник (деревянную часовню). Но после того, как узнала в 1817 году от генерал П.П.Коновницына подобности и место гибели супруга (центральный редан Багратионовой флеши), она, испросив у императора Александра I разрешение, в течение 1818-1820 годов выкупила в этом месте у местных помещиков три десятины земли и выстроила на ней каменную церковь Спаса Нерукотворного, которая вначале была приписана к Можайскому Лужецкому монастырю.

Построенный храм получил своё имя в честь иконы Ревельского пехотного полка – Спаса Нерукотворного, шефом которого был генерал А.А.Тучков, которая была оставлена новым начальством вдове в память о её погибшем муже и их полковом командире.
Там же – напротив церкви-мавзолея М.М.Тучкова устроила для себя небольшой домик-сторожку…

История жизни этой женщины – не менее достойный подвиг (духовный), чем тот, который совершили на Бородинском поле российские воины. О нём уже немало написано. Собственно говоря, Маргарита Михайловна (игумения Мария) не только создала и содержала на свои средства обитель:
– дала «вольную» своим крепостным крестьянам в тульском имении (что было неслыханным делом в те времена!) и, передав им земли в аренду, полученные от них средства (ежегодно около 2000 рублей) вносила в общую монастырскую казну;
– туда же отдавала она и свою пенсию, как вдовы генерала-героя – немалую по тем временам (1800 рублей в год), а в последние годы жизни испросила у Государя разрешение, чтобы и после её смерти «вдовью лепту» не отняли у монастыря (полагаю, что нынешнее российское государство не обеднело бы, если восстановило этот статус – нисколько для решения материальных проблем обители, а в память о славном Прошлом и преемственности данных нашими предками оценок совершенных здесь подвигов: воинских и духовых),
но и создала удивительную атмосферу любви и душевности, высокой духовности – вначале в образованном ей Богоугодном Общежитии (1833), а затем и обители (созданной по велению Государя 1 января 1838 г.), куда тянулись страждущие женские души (в 1838 году в монастыре насчитывалось 70 насельниц, а в начале XX века – около 300 сестер), главным деянием которых стала неустанная молитва о душах воинов, положивших свою жизнь на алтарь Отечества…

Кстати говоря, созданная в обители атмосфера, в немалой степени способствовала тому, что в её стенах появлялись старицы, ещё при жизни почитаемые народом, к числу которых относятся схимонахини Сарра (Потёмкина, †1911) и Рахиль (Короткова, †1928), монахиня Мелания (Баранова, †1992).
При этом игумения Мария не только сама достигла высокой степени христианского совершенства, но и оказалась хорошей хозяйкой, сумевшей организовать самодостаточную монастырскую жизнь, а также мудрой управительницей: при ней в обители было организовано строительство трех больших каменных жилых зданий, двух храмов, ограды, колокольни.
Строительство монастыря продолжалось и после ухода из жизни первой настоятельницы (†1852). В 1840-1870-е годы на строительство и поддержание монастыря жертвовали многие неизвестные и известные люди, в том числе члены царской семьи. Именно в этот период обитель стала крупнейшим в России воинским мемориалом.
Вместе с тем, при всех царских милостях, пожертвованиях от разных людей Спасо-Бородинский монастырь не был очень богатым (относился к монастырям 2 класса). Располагаясь вдали от крупных городов и не обладая святынями, прославленными многими чудесами, к нему не прибывали нескончаемые толпы паломников и богомольцев. Но это нисколько не умоляло его значимости для российского государства и великого духовного подвига, совершаемого в нём каждодневно и незримо.
При этом монастырь вёл активную миссионерскую и благотворительную деятельность. К началу XX века в нём функционировали библиотека, иконописная мастерская, церковно-приходская школа для детей крестьян, богадельня, пункт медицинской помощи. В меру своих возможностей обитель помогала крестьянам соседних селений.

Хотел бы обратить ваше внимание, что внешний вид монастыря за последние сто лет практически (не считая воинских монументов) не изменился. В этом можно убедиться, если посмотреть фотографию обители, сделанную в 1911 году С.М.Прокудиным-Горским (показана перед данным абзацем) и сравнить её с той, что была размещена вначале этого материала.
После Октябрьской революции (1917) положение Спасо-Бородинского монастыря с каждым годом ухудшалось, хотя он и продолжал действовать (в официальных документах его именовали «сельхозартелью»). Монахинь постепенно вытесняли из монастырских зданий, а в 1929 году обитель окончательно закрыли (тогда же произошел первый сильный пожар, нанесший архитектурному ансамблю колоссальный ущерб) и до 1941 года монастырские помещения использовались под школу и общежитие.

В ходе ожесточенных боев Великой Отечественной войны (в 1941-1942 годы) в нём работал эвакогоспиталь, а в период немецкой оккупации – фашистами был устроен концлагерь, поэтому находясь в центре боевых действий, монастырские здания очень сильно пострадали. После войны в сохранившихся зданиях бывшей обители размещалась машинно-тракторная станция, внесшая свой «вклад» в ухудшение их состояния.
И только в 1970-е годы по инициативе Бородинского военно-исторического музея-заповедника на монастырской территории начались реставрационные работы, которые продолжались почти четверть века (до 1987 года), а с 1974 года здесь было организовано размещение экспозиций данного музея-заповедника.
В феврале 1992 года монастырь был возвращен Церкви, и в нём началась возрождаться монашеская жизнь (первоначально было 7 сестер, а с каждым годом их количество неспешно прибавляется). При этом кроме своего прямого предназначения, обитель также выполняет функции и музея (в частности, здесь расположены экспозиции военной игрушки и «Бородино в 1941-1945 годы»). А с 1993 по 1997 год в неё имелось и своё подворье – нынешний Успенский Колоцкий женский монастырь.
Что касается монашеской жизни, то в настоящее время монахини и послушницы обители:
● трудятся в просфорне и пекарне (именно здесь делают настоящий «Бородинский» хлеб, совсем не тот, что продают в магазине…), на приусадебном хозяйстве и пасеке, обеспечивая себя всем необходимым для жизни;
● работают в иконописной, рукодельной, пошивочной мастерских, освоили технику древнего лицевого шитья, вышивают иконы – их изделия отличаются высоким качеством и являются произведениями религиозного искусства;
● оказывают помощь Уваровскому детскому дому-интернату для умственно отсталых детей;
● ведут активную миссионерскую, просветительскую и ПАТРИОТИЧЕСКУЮ работу среди населения, в том числе осуществляют издательскую деятельность, организуют экскурсии по бородинским местам, снимают высокосодержательные и качественные документальные видеофильмы. При монастыре действует воскресная школа;
● здесь создан церковный хор, широко известный далеко за пределами Московской епархии, который строго придерживается в своем творчестве церковного православного песнопения. Голоса участниц хора настолько чисты и возвышены, а акустика Владимирского собора (где они поют) настолько прекрасна, что пение кажется необычайно красивым и в чем-то даже неземным…
Но главное их деяние осталось прежнее – неустанная молитва о душах воинов, положивших свою жизнь на алтарь Отечества…
И что бросается ни столько в глаза, а сколько в душу (при посещении обители) – это открытость, терпимость и доброжелательность насельниц обители.

Теперь несколько слов об архитектурном ансамбле монастыря.

Он может быть не столь уникален по своему составу и виду, но весьма и весьма впечатляет, когда попадаешь в обитель (и прилегающие окрестности) и «пропитываешься» атмосферой Бородино и его историей…
При этом:

● цветовая гамма храмов обители является необычной для монашеских общежитий – она соответствует цветам формы пехотных полков, участвующих в Бородинском сражении: зеленый и красный;
● все названия его храмов имеют самое непосредственное отношение к Бородинскому сражению и истории создания монастыря;

● продуманное композиционное построение монастыря (новые здания не заслоняют мавзолей Тучкова и вообще расположены не слишком близко к центру – Владимирскому собору) делает его более грандиозным, чем он есть. Войдя в Святые ворота обители, сразу ощущается простор и величие, что и на всем Бородинском поле – простор, над которым возвышается огромный чудный храм.

Монастырский ансамбль включает в себя:

Владимирский собор (собор во имя Владимирской иконы Божией Матери), созданный по проекту архитектора М.Д. Быковского в 1851-1859 годы. Он является главным храмом монастыря, его композиционным центром и высотной доминантой, вокруг которого размещаются остальные сооружения обители – массивная четырехстолпная пятикупольная церковь в форме куба, поставленная на полуподвале, и сделанная из кирпича с декором из белого камня. В его архитектуре синтезируются приемы классицизма и византийского стиля. В храме на стенах алтаря частично сохранилась живопись академической школы. Внутри храм имеет форму креста, увенчанного высоким куполом.

При этом само сооружение, как и другая церковь (Спаса Нерукотворного) фактически стоит на среднем редане Багратионовой флеши, что видно даже на фотографии.
Свое название собор получил в связи с тем, что в Сретение Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября) началось Бородинское сражение;

церковь Спаса Нерукотворного (храм-часовня во имя Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа или, как ещё её называют – мавзолей Тучкова), построенную в 1818-1820 годах на месте предполагаемой гибели генерала А.А. Тучкова.
Это небольшой храм, построенный в форме античной усыпальницы-мавзолея (в силе ампир), стал первым памятником воинам, сложившим свои головы на Бородинском поле, и является сердцем всей обители и её душой. Он отличается классической простотой и изяществом. В лепных украшениях фасада и внутренних росписях используются изображения воинских доспехов, оружия, знамен, походных факелов. На двух символических погребальных урнах, возвышающихся на выступах церковной паперти, начертаны слова Евхаристической молитвы: «Твоя от Твоих, Тебе приносящие о всех и за вся», которые и ныне напоминают о десятках тысяч человеческих жизней, принесенных здесь на священный алтарь Отечества…
Стены храма имеют характерную для классицизма окраску – в желтый и белый цвет. Его главной святыней стала полковая икона Ревельского полка (икона Спаса Нерукотворного), которым командовал А.А. Тучков.
Под храмом размещен склеп семьи Тучковых: Александра Алексеевича († 1812), Маргариты Михайловны († 1852) и их безвременно умершего сына Николая († 1826).
Перед храмом-усыпальницей установлен обелиск в честь 3-ей дивизии генерала П.П. Коновницына, геройски сражавшегося в Бородинской битве. Этот высокий, тонкий, словно игла, четырехгранный обелиск из красного полированного гранита, установлен в 1912 году на средства потомков генерала.

В настоящее время церковь находится на реставрации – очевидно, это связано с проведением подготовительных работ к предстоящему празднованию в 2012 году двухсотлетнего юбилея Бородинской битвы;

трапезную церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи с новой монастырской трапезной, построенную в 1874 году по проекту то ли архитектора Никитина, то ли М.Д. Быковского (у специалистов нет однозначного мнения по данному вопросу), на средства Александра II. Это небольшое изящное одноглавое здание с элементами неорусского стиля на самом деле очень просторно и велико: в нём располагался не только трапезный зал (на втором этаже), к которому примыкают алтарь и западная паперть, но и некоторые монастырские службы (в подклети (первый этаж) церкви разместились поварня и просфорня, а в одноэтажной пристройке к храму – хлебная палата). Храм получил свое название опять-таки не случайно: в этот праздник со времен Екатерины II совершаются молебны в память воинов, погибших за Родину.

Сейчас в трапезной церкви располагается музей с галерей пожизненных портретов участников Бородинского сражения и образцов вооружения той поры, найденных на поле битвы;

церковь во имя святого праведного Филарета Милостивого (Филаретовская церковь), представляющую собой небольшой храм, устроенный (1839) в северо-восточной башне монастырской ограды как трапезный храм. После постройки новой трапезной, данный храм для регулярных богослужений более не использовался. Свое название церковь получила в честь митрополита Московского и Коломенского (будущего святителя Московского) Филарета (Дроздова), небесного покровителя московского архипастыря, благодаря которому и с чего благословения был создан Спасо-Бородинский монастырь;

● 3-х ярусную колокольню – сравнительно раннюю постройку (1839-1840), построенную на средства императора Николая I. Она представляет собой два убывающих в плане четверика; сложена из кирпича, имеет белокаменные детали и оштукатурена. В 1860-х годах классический купол, завершавший колокольню, был заменен шатром. На первом этаже колокольни изначально хранилась ризница монастыря, а в настоящее время – располагается пост милиции, осуществляющей охрану обители и музея. В 2010 году монастырю неизвестным благодетелем был подарен, а в октябре того же года установлен на звоннице колокольни новый колокол (3,5 тонн), сделанный по стародавним технологиям, и теперь его малиновый звон слышен аж в окрестностях Можайска (на расстоянии около10 км);

дом игумении Марии (М.М. Тучковой), построенный в 1810 году неподалеку от церкви Спаса Нерукотворного. Здание было уничтожено в ходе ожесточенных боев в 1942 году и восстановлено только в ходе реставрационных работ в 1994 году. Здесь в настоящее время располагается музей М.М. Тучковой – первой настоятельницы монастыря;

административно-жилые и хозяйственные здания (1840-1860-х годов), построенные в простой форме позднего ампира и не представляющие большой художественной ценности, но органично вписывающиеся в архитектурный ландшафт монастыря:

старую трапезную с кельями (при церкви Филарета Милостливого), в которых сегодня размещаются фондохранилище и библиотека;

больницу, в которой в 1941 году располагался Сибирский Томский госпиталь ППГ-670, а нынче – музейная экспозиция «Бородино в годы Великой Отечественной войны»;

кельи, в которых размещается нынче администрация музея-заповедника и проживают насельницы монастыря;

мастерские;

кладовую,

при которой устроена уютная и обширная (по своему ассортименту продукции) церковная лавка;

колодец с родниковой водой (на углу между Экономическими и Восточными воротами).

Кроме того, на территории монастыря имеется небольшой пруд

Окружает обитель кирпичная монастырская ограда с четырьмя угловыми башнями (с кельями):

Юго-восточной;

Юго-западной (фрагмент виден в левом углу фотографии);

Северо-западной;

Северо-восточной (в ней же расположена Филаретовская церковь)

и воротами, построенными в 1837-1839 годы. В 1906 году стену надстроили, а в 1970-1980-е – восстановили разрушенные участки ограды.
В западную стену с ее внутренней стороны вмонтированы

фрагменты скульптурных композиций с Триумфальных ворот в Москве (1834).
Для прохода в монастырь в нём имеется четыре входа:

Святые (западные) врата (у кладовой);

Северные ворота (у трапезной церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи);

Восточные ворота (у превратных сторожек).

Экономические (южные) ворота (у мастерских);

Непосредственно к самой монастырской территории примыкает еще ряд сооружений, имеющих отношение к обители:

● небольшая деревянная часовня Рахили Бородинской (Рахилиевская часовня) с кровлей бочкой, возведенная в 1996-1997 годах над могилой преподобной старицы схимонахини Рахили (Коротковой) на кладбище за монастырской оградой, рядом с которой расположена могила монахини Мелании (Барановой);

странноприимный дом (монастырская гостиница), где в 1867 году останавливался граф Л.Н. Толстой, когда работал над романом «Война и мир» и собирал материалы для описания Бородинского сражения, а нынче действует постоянная экспозиция «Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле». Вокруг гостиницы (вплоть до Рахилиевской часовни) проходят остатки северного люнета Багратионовой флеши.

А перед странноприимным домом (у съезда с основной дороги, ведущей к обители) стоит всем известная стела «Благодарная Россия – своим защитникам»;

воинское кладбище участников Бородинского сражения (напротив Экономических ворот, рядом с Рахилиевской часовней), состоящее из трёх больших братских могил перезахороненных (1992) останков русских и французских солдат (4050), найденных в ходе реставрационных работ в этих местах;

могила (1962) неизвестного русского воина 1812 года, расположенная напротив Святых врат.
Ну а поскольку монастырь стоит на месте, где в ходе Бородинского сражения проходили самые тяжелые и кровопролитные бои, то в окрестностях монастыря к столетнему юбилею (1912) были установлены и нынче стоят монументы-памятники (33), посвященные частям и непосредственным участникам этой баталии, в том числе:

могила Д.П.Невровского;

27-й пехотной дивизии;

4-й пехотной дивизии;

пионерам (инженерным войскам);

2-й гренадерской и 2-й сводно-гренадерской дивизиям;

Муромскому пехотному полку и другим частям.

Наверное, никакие исторические книги и мемуары, не способны дать всей полноты ощущений от того, что происходило здесь, пока не побываешь на этой святой для любого российского человека земле. И бессмертный роман Льва Толстого, думается мне, не стал бы тем, чем он стал, если бы не создавался писателем на Бородинском поле…И даже перебирая в памяти строчки лермонтовского «Бородино», они мне открывались как-то совсем по-другому, нежели тогда, когда я их читал давным-давно в школе…

***

Добраться до Спасо-Бородинской монастыря совсем несложно: можно доехать на электричке до станции «Бородино» (с Белорусского вокзала) и приехать на автомобиле, свернув или с Минского (М1), или Можайского (А100) шоссе – в зависимости от того, как сюда ехать. При этом не следует забывать, что поблизости от данной обители рядом имеется еще два известных монастыря – Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь (г. Можайск) и Успенский Колоцкий женский монастырь (дер. Колоцкое), и если у вас имеется достаточно времени, то можно посетить и их…