Новодевичий монастырь нередко в общественном восприятии ассоциируется с «главным погостом» российского государства… что не совсем так… Между ними хоть и имеется определенная причинно-следственная связь (я бы даже сказал, скорее, территориально-архитектурная), но тождественность этих понятий также различна, как между живыми и усопшими…

В 1514 году великий князь Василий III перед началом штурма Смоленска, отобранного ранее Литовским княжеством у Московского княжества, дал обет, что если ему удастся отвоевать город, то на месте, откуда москвичи провожали в 1456 году в Смоленск чудотворную икону «Одигитрию», он возведёт монастырь. Так, в 1524 году на юго-западе русской столицы, в Лужниках (около Девичьего поля, на левом берегу излучины Москвы-реки) был основан Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь.
Свое название, как «Нового» девичьего монастыря, он получил от того, что в ближайшей округе уже существовали две других девичьих монастыря (Вознесенский (в Кремле) и Зачатьевский), а «Девичий» – от местности, где он расположен: Девичье поле. По преданию, название этой местности шло от времен татаро-монгольских нашествий, где баскаки выбирали из числа русских девушек тех, кому предстояло в уплату дани отправиться в ордынское рабство… Хотя есть и другое, более прозаическое происхождение названия местности – поле, на котором появилась обитель, являлось местом, где девушки когда-то пасли коров…
История монастыря, с момента его создания, неразрывно связана с историей российской государства и он не единожды оставлял своей след в её анналах, поскольку:
● являлся одним из самых привилегированных и богатых монастырей России (в него изначально поступали женщины из царской семьи и знатных боярских родов: царевны, которых на Руси было не принято выдавать замуж, чтобы не плодили «лишних» претендентов на престол, а также опальные жены):
– здесь подвизались вдова царя Василия Шуйского (Мария Петровна Буйносова-Ростовская), мать царя Михаила Романова инокиня Марфа и его дочь, царевна Татиана, вдовы двух сыновей Ивана Грозного.
– в 1606-1611 годах в обители проживала одна из прекраснейших и несчастнейших женщин в русской истории – Ксения Борисовна Годунова, на долю которой выпали гибель двух женихов, смерть отца, убийство матери и брата, её поругание убийцей своей семьи (Лжедмитрием I);
● на его территории неоднократно разворачивались и происходили судьбоносные для России события:
– в Смоленском соборе обители в феврале 1598 года был избран на царство Борис Годунов;
– в 1689 году была свергнута и заточена в монастыре царевна Софья, не захотевшая уступать трон своему брату (Петру I);
– в 1698 году был жестоко подавлен Петром I еще один стрелецкий бунт, организованный с его территории царевной Софьей.

При этом за внешней благоукрашенностью и богатством обители, для одних здесь скрывалась пожизненная тюрьма, а для других – место для духовной свободы:
– в годы раскола в обители некоторое время держали под стражей боярыню Морозову;
– в 1698 году была насильно подстрижена в монахини (по воли Петра I) царевна Софья и принудительно отправлены сюда на проживание другие сестры Петра и Софьи – царевны Милославские Евдокия, Екатерина и Мария;
– в 1727 году по указу Петра II в монастырь перевели из Шлиссельбургской крепости опальную первую жену Петра I и мать царевича Алексея Евдокию Федоровну Лопухину (в иночестве Елену), где она прожила до самой кончины.
Помимо политического и духовного значения, монастырь решал ещё и военно-стратегическую задачу. Он входил в южное оборонительное полукольцо, состоявшее из Донского, Данилова, Симонова, Новоспасского и Андроникова монастырей, был крепостью, охранявшей дорогу на Москву из Смоленска и Литвы.
За годы своего существования обитель испытала на себе так взлеты, так и падения, процветание и разорение.
В 1571 году монастырь был сожжен крымским ханом Девлет-Гиреем во время его набега на Москву, после чего на пепелище были воздвигнуты новые (каменные) стены и башни, усиленные артиллерийскими орудиями, которые отразили повторную военную экспедицию хана спустя двадцать лет…
В Смутное время (1610-1612) монастырь сильно пострадал и был почти полностью разорен, поскольку имел важное военное значение и, находясь в осаде, попеременно занимался то стрельцами, то поляками, немцами, воинами русского ополчения и лихими людьми.
Возрождение обители началось с воцарением на трон Романовых:
– она обрела постоянную охрану (с 1616 года – 100 стрельцов, а с 1618 года – 350 ратных человек). Поскольку монастырский устав не позволял воинскому люду находиться в женской обители, для прохода караула на стены крепости использовались въездные арки в круглых башнях;
– в 80-е годы XVII века (при царевне Софьи), в ней развернулось грандиозное строительство, позволившее превратить суровый средневековый монастырь в яркий и нарядный архитектурный ансамбль, каким он представляется взору и сегодня.
В 1721 году обитель перешла в ведение Святейшего Синода и даже после проведения секуляризации церковной недвижимости (1764), он оставался в разряде первоклассных монастырей.
В 1812 году, за время пребывания французов в Москве, Новодевичьему монастырю был нанесен значительный ущерб и по замыслу Наполеона он должен был быть сожжен. Но мужество и самоотверженность инокинь (прежде всего казначея монастыря – инокини Сарры), оставшихся в этот период в обители, спасли её от разрушения – зажжённые фитили к бочкам с порохом, заложенные под Смоленским собором, в последний момент перед взрывом были ими затушены…
Оправившись после наполеоновского нашествия, Новодевичий в XIX – начале XX века слыл одним из лучших столичных монастырей. В нем жили до 300 монашествующих.
При этом обитель была не только местом заточения и почетных ссылок, но славилась и делами милосердия:
● с 1724 года в ней действовал приют для «зазорных младенцев» женского пола, рассчитанный на 250 человек, где мастерицы обучали девочек плетению голландских кружев;
● были устроены:
– приют и больница для старых солдат и офицеров;
– сиротский приют;
– церковноприходская школа;
– богадельня для старых монахинь.

Советская власть в 1922 году упразднила монастырь (за исключение действующего до 1934 года Успенского храма, ставшего в то время приходской церковью), а на его территории последовательно размещались:
– общежитие для студентов Наркомпроса;
– «Музей раскрепощения женщины»;
– Государственный музейный фонд (с 1926 года);
– филиал Государственного Исторического музея (1934).
Однако с ослаблением гонения на Церковь, с 1944 года на территории монастыря постепенно начала возрождаться церковная жизнь:
– открылись (1944) Православный Богословский институт и Пастырско-богословские курсы, позже преобразованные в Московские духовные академию и семинарию и переведенные в Троице-Сергиеву Лавру;
– с 1964 года на территории монастыря разместилась резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских, а также возобновились богослужения в надвратном Преображенском храме, а с 1965 – в Успенском храме;
И только начиная с 1994 года, в Новодевичьем монастыре возродилась монашеская жизнь, а марте 2010 года – комплекс почти всех монастырских зданий был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии РПЦ.
Однако сохранил Новодевичий монастырь и статус музея. В частности, Смоленский собор является филиалом Исторического музея, а помещениях Покровской церкви и Мариинских палат размещаются его реставрационные мастерские.

Сегодня в обители подвизаются порядка 40 насельниц. Сестры проводят свое время не только в молитвах, но и трудятся на различных послушаниях: в церкви, на кухне, в швейной и иконописной мастерских, за свечным ящиком, в церковной лавке, которая расположена в подклети Успенского храма. Особое внимание в монастыре уделяется обучению монашеского хора. В обители ведутся занятия с детьми воскресной школы, организуются паломнические поездки.
Кроме того, у монастыря имеются свои подворья:
храм святого благоверного князя Александра Невского (пос. Санаторий им.Герцена, Одинцовский район, Московской области);
Успенский храм (с. Шубино, Домодедовского района, Московской области).

Архитектурный ансамбль монастыря отличается красотой и удивительной целостностью, поэтому не случайно в 2004 году он был включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия (всего в России имеется 21 объект с таким статусом).

Изначальная «царская принадлежность» монастыря наложила на него свою печать: даже внешне монастырские стены и башни напоминают кремлевские.

Комплекс сооружений и построек обители включает в себя:
1. Храмы:

Смоленский собор (в честь Смоленской иконы Божией Матери), построенный в 1524-1525 годах. Высокая (42,5 м), четырехстолпная, крестовокупольная, пятиглавая церковь размещена на высокой белокаменной подклети, в помещениях которых сохранились усыпальницы царской родни XVI-XVIII веков. Его фасады практически лишены декора и только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском.

Другой особенностью собора является то, что его главы (с куполами) сдвинуты на восток, в сторону алтарной части, так что одно отделение здания оказывается не под куполами, а как бы вынесено вперед. Но именно это, по замыслу древних зодчих, позволяет направлять сверху поток света, льющийся сквозь щелевидные окна (под куполами) на алтарь, усиливая эмоциональную составляющую проводимых в храме богослужений.
Собор окружен с трех сторон закрытой белокаменной галереей с арочными проемами, часть которых ныне заложена, а с севера и юга к галерее пристроено (XVII в.) два высоких крыльца.

На купола собора можно любоваться долго и не уставая от этого – в разное время года и суток, при солнце и тучах они смотреться по-разному…
На галерее были устроены четыре маленькие придельные церкви, из которых сохранились только две:

во имя святых апостолов Прохора и Никанора (северный на галерее), чья память совпадает с празднованием Смоленской иконы Богородицы;

во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (южный на галерее).

Кроме того, ещё один малый престол в честь чуда Архангела Михаила в Хонех имеется в диаконнике собора;

Амвросиевскую церковь (храм во имя свт. Амвросия Медиоланского), которая является одним из старейших сооружений монастыря, построенных в конце 16 века. Первоначально, в зимнее время в ней проводились монастырские богослужения. Однако в конце XVII века она была перестроена под теплую больничную церковь, но после пожара в конце XVIII века снова была перестроена и приняла нынешний вид;

Успенскую церковь (храм в честь Успения Пресвятой Богородицы) и примыкающую к ней с западной стороны трапезную палату – одноэтажное строение на высокой подклети, построенное в 1685-1687 годах.

В Успенскую церковь на зиму переносили из собора главную святыню – Смоленскую икону Божией Матери. Во время пожара 1796 года храм сильно пострадал и пять глав Успенской церкви заменили восьмигранным барабаном, увенчанным одной луковичной главкой, с тонкими колоннами по углам.
Главный престол храма освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, западный придел церкви – во имя благоверного князя Даниила Московского (в крестильном храме, устроенном в 1982 году в западной части трапезной), приставной придел – во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а на втором этаже храма имеется придел в честь Сошествия Святого Духа.

В подклети трапезной палаты (в ее западной части) размещается нынче церковная лавка…

Покровскую надвратную церковь (храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы), построенную над южными вратами в 1687-1688 годы. Храм венчают три главы, расположенные в один ряд с востока на запад, – прием, характерный для южнорусского барокко.
В настоящее время в храме находится сектор реставрации масляной живописи, графики и темперы Государственного Исторического музея.

Проход через южные врата монастыря выводит на Новодевичье кладбище,

поэтому они оттуда постоянно закрыты…;

Преображенскую надвратную церковь (храм в честь Преображения Господня), построенную в 1687-1688 годах над тремя арками северных парадных (святых) ворот.

Пятиглавый храм, с тремя ярусами нарядных окон исполнен в стиле нарышкинского барокко.

● 72-метровую колокольню (вторая по высоте в Москве после Ивана Великого – 81 м), сооруженную в 1689-1690 годах. Восьмиугольная, шестиярусная колокольня сверху увенчана луковичной главой. Её первый ярус обнесен сквозным круговым ходом, скрывшим массивность стен, толщина которых достигает трех метров.
В нижнем ярусе колокольни был устроен храм во имя прпп. Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского. Во втором ярусе был храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Открытые третий и пятый ярусы – для колоколов большого и малого звонов, к которым ведет внутристенная лестница.

Подбор колоколов в Новодевичьем монастыре уникален: старейший колокол (малый зазвонный) – отлит еще в 1551 году при Иване Грозном. А сама колокольня Новодевичьего монастыря славится своим неповторимым малиновым звоном (который вы можете послушать на прикрепленном к материалу музыкальном файле).

Часовню-усыпальницу Прохоровых (1911-1917), являвшихся основателями и владельцами Трехгорной мануфактуры в Москве;

Мавзолей (семейную усыпальницу) Волконских (1-я половина XIX в.).

2. Другие сооружения:

трапезную и палаты Ирины Годуновой (возведены предположительно в конце 1600-х годов) – эти здания, примыкающие к Амвросиевской церкви и друг к другу, представляли собой отдельную усадьбу внутри обители и предназначались для вдовы младшего брата Ивана Грозного Ульяны Палецкой и вдовы царя Федора Иоанновича Ирины Годуновой. С 1964 года и Лопухинские палаты перешли в ведение митрополитов Крутицких и Коломенских, став их резиденцией.

Мариинские палаты, расположенные с восточной стороны от надвратной Покровской церкви и перестроенные в 1687-1688 годах из стрелецкой караульни под покои для сестры Петра I – царевны Марии Алексеевны. По монастырским воспоминаниям, в них первое время была заточена и проживала царевна Софья. В наши дни в них до сих пор находится сектор реставрации Государственного Исторического музея;

Лопухинские палаты, построенные в 1687-1688 годах и которые примыкают к западной части Преображенского храма. Ранее это были палаты сестры Петра I – царевны Екатерины Алексеевн, а с 1727 по 1731 год здесь жила первая его супруга – Евдокия Лопухина, в монашестве Елена (откуда они получили своё название). В последующем, здесь располагались игуменские покои;

Певческие палаты (начало XVIII в.), где ныне располагаются монастырская трапезная и кельи для насельниц;

Казначейские палаты (конец XVII в.) – одноэтажное сводчатое здание келий, где хранилась монастырская казна, и проживали старицы обители;

Палаты царевны Евдокии Милославской (сестры Петра I), построенные в конец XVII – начале XVIII веков, расположены у подножия колокольни и особыми переходами соединяются с ней;

Погребовые палаты (XVII в.), используемые под хозяйственные нужды монастыря;

Филатьевское училище (XIX в.) – двухэтажное здание училища для девочек-сирот из разных сословий, построенное на средства жены сенатора Филатьева Натальи Петровны (Писемской) и их дочери Софьи, где в настоящее время размещается Московское епархиальное управление;

Больницу (конец XVII века) – каменные сводчатые палаты монастырской больницы, где с 1938 по 1984 год проживал выдающийся архитектор-реставратор Барановский П.Д.;

Непосредственно к его зданию больницы примыкает бывший аптечный сад (а ныне пустырь), который в настоящее время восстанавливается молодыми посадками;

3. Крепостные стены с башнями, перестроенные в конце XVII века и напоминающие стены и башни Московского Кремля: стены завершаются двурогими зубцами – «ласточкиными хвостами», башни – ажурными «коронами».

Крепостные стены Новодевичьего монастыря образуют неправильный пятиугольник, протяженность которых составляет около девятисот метров, а по высоте – от 7 до 11 метров.
По углам расположены четыре круглые башни:

Никольская (в конце XVIII века в ней находилась Никольская церковь);

Напрудная;

Сетуньская;

Чеботарная.
Между ними – восемь квадратных, внутренних:

Царицына;

Лопухинская;

Саввинская;

Затрапезная;

Предтеченская (Ирининская);

Покровская (Богородицкая или Воробьевская);

Швальная;

Иосафовская.
До наших дней в монастыре сохранилось девять зданий, встроенных в монастырскую ограду, включая привратную сторожку, из них четыре расположены возле круглых угловых башен. В свое время это были караульни для размещения стрельцов и арсенала:

– при Никольской башне (каменное здание из двух палат для гарнизона стрельцов, охранявших монастырскую крепость);

– при Чеботарной башне;

– при Сетуньской башне;

– при Напрудной башне (называемые еще палатами царевны Софьи Алексеевны), где с 1698 по 1704 год находилась в заточении, постриженная в монахини царевна Софья, а в XVIII веке – располагался архив.

К западным стенам и башням обители примыкает каскад прудов: Большой и Малый Новодевичьи пруды, которые образованы бывшей старицей (руслом) Москвы-реки и питаются за счёт грунтовых и поверхностных вод. Вокруг прудов разбит парк и там всегда полно отдыхающих. А с их берегов открывается прекрасная панорама на монастырь…

4. Некрополь монастыря формировался в первое же десятилетие после его основания. Первые захоронения в нём осуществлялись в подклете Смоленского собора, где нашли свой покой родственники царя Ивана IV (Грозного).

В дальнейшем, захоронения стали проводиться и на самой территории монастыря, и здесь находили своё последние пристанище заслуженные сыны и дочери России, а также особо богатые и вельможные лица…
Так, вокруг Смоленского собора и Успенской церкви нынче покоятся:

настоятельницы монастыря, в т.ч. его первая игумения Елена Девочкина (точное место погребения за годы советской власти было утеряно, поэтому на предполагаемом месте захоронения нынче установлен памятный знак);

герой Отечественной войны 1812 поэт Денис Давыдов (нынче могила его находится на реставрации – очевидно, в преддверие предстоящего 200-летнего юбилея Бородинского сражения);

декабрист Матвей Муравьев-Апостол;

историк Сергей Соловьев;

писатели Иван Лажечников

и Алексей Плещеев;

генералы Алексей Брусилов

и Андрей Зайончковский
и многие-многие другие…

К 1925 году на территории монастыря находилось 2811 надгробных памятников, однако в 1929 году была проведена «реконструкция», почти полностью уничтожившая некрополь, после которой сохранилось только около 115 надгробий.

Говоря о Новодевичьем монастыре, нельзя не сказать несколько слов и об одноименном Новодевичьем кладбище, поскольку:

– он примыкает к южной стене обители и его ограждение (в архитектурном плане) как бы является логическим продолжением монастыря;
– к концу XIX века «старые» захоронения на территории самого монастыря были настолько плотны, что в 1898 году было принято решение о расширении некрополя, за счет новой территории, заходящейся за стенами обители.
Так, в 1904 году появилось «новое» кладбище.
После Октябрьской революции новая часть монастырского некрополя стала подведомственна городским властям и превратилась в рядовое место погребения москвичей. Однако уже в 1927 году Новодевичье кладбище по решению ВЦИК было «выделено для захоронения лиц с общественным положением» и стало вторым по степени почетности местом погребения в СССР – после Кремлевской стены (а ныне – первое).
В 1930-е годы на Новодевичье кладбище перенесли могилы многих знаменитых людей – первоначальные места их захоронения были уничтожены советской властью.

Так, например, с Даниловского кладбища сюда были перенесены останки Николая Гоголя
В свою очередь, с годами и «новый» некрополь стал расширяться ещё дальше к югу, прирастая «новыми» и «новейшими» участками и сегодня его площадь составляет около 7 гектаров. Многие его надгробия имеют высокую художественную ценность, в том числе работы известных скульпторов: И. Шадра, С. Коненкова, В. Мухиной, Е. Вучетича, Э. Неизвестного и других мастеров...
К сожалению, в 1970-80-е годы кладбище решили «облагообразить» и множество из старинных могил и часовен было уничтожено, на их месте разбили газоны, которые со временем стали находить иное предназначение...
На его территории почти всегда встретишь людей, которые пришли сюда, чтобы поклониться праху выдающихся соотечественников и положить на их могилы свежие цветы…
Вот только некоторые из них…

А.Чехова;

М.Булгакова (на его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя);

литературного «отца» Павки Корчагина – Н.Островского;

чапаевского комиссара Д.Фурманова;

кинорежиссера А.Довженко;

героев обороны Москвы (генералов Л.Доватора, И.Панфилова, младшего лейтенанта В.Талалихина);

генерала С.Штеменко;

Н.Хрущева;

Б.Ельцина;

А.Лебедя;

«первой леди» СССР Р.Горбачевой;

М.Ульянова;

М. Ростроповича;

В.Тихонова;

Л.Зыкиной и С.Михалкова;

Ю.Никулина

***

Один день на посещение такого места, как Новодевичий монастырь и одноименный некрополь, явно мало… Да и лучше, пожалуй, посещать его не с экскурсией («галопом по Европам»), а самому, предварительно ознакомившись с его историей и неспеша, переходя от сооружения к сооружению, от памятника к памятнику попытаться погрузиться в атмосферу прошедших лет (веков) и прочувствовать цену нынешней жизни и прожитых самим лет…