Свято-Вознесенский (Флоровский) монастырь является самой старой женской обителью города Киева и располагается у подножия Киселевской (Замковой) горы, на Подоле.


Точная дата основания Флоровского монастыря неизвестна, однако письменные источники указывают на то, что он существовал еще до опустошения Менгли-Гиреем в 1482 году Киева – столицы Киевской Руси.
Так, в официальной росписи Киева, составленной в 1682 году, говорится о существовании девичьего монастыря на Подоле с двумя деревянными церквями. Одна – во имя св. мученика Флора (от которой обитель и получила название Флоровской), а другая – во имя св. мученика Лавра.
Но первым документальным свидетельством о монастыре является грамота (1566 года) польского короля Сигизмунда ІІ Августа киевскому воеводе, князю К.К.Острожскому, в которой говорилось, что «Киевский девичий Флоровский монастырь на Подоле предоставляется со всем тем, что он имел, в потомственное владение или заведывание Киевскому протопопу Иакову Гулькевичу (возобновившему этот монастырь) с правом совершения в нём богослужений по греческому обычаю и закону (т.е. совершать православные богослужения) ему самому, его детям и потомкам, какие годны быть священниками».
Вскоре после передачи монастыря в ведение Гулькевича, он пришёл в жалкое состояние (церковь и прочие монастырские постройки обветшали) и в 1632 году, при митрополите Киевском Петре (Могиле) внук о. Иакова, Иоанн Богуш-Гулькевич, ставший иноком Лавры, отказался от своих наследственных прав на Флоровскую обитель в пользу игумении Агафии (Гуменицкой) при условии, что монастырь будет принадлежать Православной Церкви.
Несмотря на то, что в тот период сооружения обители были обновлены, финансовое положение монастыря оставалось бедственным вплоть до XVIII века. Период процветания Флоровского монастыря начался с 1712 года. В этом году император Пётр I присоединяет к обители Вознесенский женский монастырь (основанный в начале XVII века), что находился напротив Святых врат Лавры (ныне на этом месте – бывший арсенал Киево-Печерской крепости). Причин такого решения было несколько: одна (военно-экономическая) – потребовалось место под постройку арсенала-крепости, а другая (политическая) – игуменьей этого монастыря была Мария Магдалина Мазепина (мать гетмана И. Мазепы)… Насельницы Вознесенского монастыря были переведены на Подол, во Флоровский монастырь, и к нему же перешли все многочисленные угодья упраздненного монастыря (12 сел и 8 хуторов).
Вскоре, после этого присоединения на территории Флоровского монастыря был построена новая, каменная церковь во имя Вознесения Господня (1732), а обитель с тех пор стала называться Свято-Вознесенским (Флоровским) монастырём.
Монастырь неоднократно страдал от городских пожаров (1718, 1810 годы), в которых сильно повреждались или сгорали полностью культовые сооружения и постройки, но благодаря пожертвованиям прихожан и государственной помощи все одни были восстановлены и даже прирастали новыми храмами. Например, в 1844 году состоялось освящение нового каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
В 1834 году в ведение монастыря была передана гора Киселевская (Замковая), где в 1857 году была построена Троицкая церковь (на сегодняшний день от неё остался только фундамент). Изначально эта территория была городским детинцем, а после сожжения замка (от удара молнии в 1605 году), где жил глава польской администрации Адам Кисель (именем которого впоследствии стала называться гора), – она опустела. Кроме церкви здесь основали еще и монашеское кладбище, которое действовало и как гражданское, вплоть до 1960 года (ныне заброшенное).

Со временем обитель стала значимым центром не только религиозной жизни Киева, но и центром просвещения и культуры. Так, в 1870 году на территории монастыря была открыта школа для девочек из малоимущих семей, а до конца XIX века – организованы богадельня (к 1918 году – на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек).
Флоровский монастырь во все времена славился подвижницами благочестия. В XVII-XVIII веках в нем постригались в монахини женщины, принадлежавшие чаще всего к высшим сословиям. Здесь подвизались игуменьи Каллисфения (княжна Милославская), Августа (графиня Апраксина), Пульхерия (княгиня Шаховская), Смарагда (Норова) (матушка – церковный писатель и поэт, написавшая очень популярную книгу «Благоговейные христианские размышления»), Парфёния (А.А. Адабаш), схимонахиня Нектария (княгиня Н. Б. Долгорукая) и другие.
В Киевском Флоровском монастыре приняла постриг великая княгиня Александра Мельгунова (в постриге Анастасия), основательница Серафимо-Дивеевского монастыря http://4udel.nne.ru/history/monastery .
Флоровский монастырь, как и многие другие святые обители, был закрыт в 1929 году, но с осени 1941 года началось его возрождение, когда деятельность обители возобновилась, и с тех пор больше уже не прерывалась.

В настоящее время монастырь принадлежит Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) и в нём подвизается 230 сестер, в том числе 6 схимниц, 121 монахиня, 4 инокини и 42 послушницы.
Обитель до сих пор живет по уставу Василия Великого, что подтверждается в дарственной грамоте Иакова Гулькевича, и в ней чтутся старые традиции: чин пострига проходит ночью, сохраняется старинная монашеская форма.
Интересной уникальностью монастыря является то, что организация ионической жизни в нём организована в редкой для нынешних монастырей форме – он, как и в былые времена, является своекоштным (необщежительным).

Здесь, как мне думается, необходимо пояснение.
В христианстве существуют три вида иноческой жизни: особое житие, общежитие и отходное.
Особое (необщежительное, своекоштное) житие предшествовало монастырскому общежитию и было подготовительной ступенью к нему. Оно было очень распространено на Руси как простейший вид иночества и принимало различные формы. Иногда люди, отрекавшиеся или помышлявшие отречься от мира, строили себе кельи у приходского храма, заводили даже игумена как духовного руководителя, но жили отдельными хозяйствами и без пределенного устава. Такой монастырь-особняк составлял не братство, а товарищество, объединявшееся соседством, общим храмом, иногда и общим духовником.
Общежитие (общежительный монастырь) – это монашеская община с нераздельным имуществом и общим хозяйством, с одинаковой для всех пищей и одеждой, с распределением монастырских работ между всей братией. Ничего не считать своим, но все иметь общее – главное правило общежития.
Отходному житию посвящали себя люди, стремившиеся жить в полном уединении, пощении и молчании. Оно считалось высшей ступенью иночества, доступной лишь тем, кто достигал иноческого совершенства в школе общего жития.

Исходя из этой особенности, в обители нет общей трапезы, а пища, в соответствии с монастырским уставом, выдается на кухне 1 раз в день.
В монастыре, кроме служения Господнего, успешно возрождаются и традиционные флоровские рукоделия: иконопись и вышивка золотом.
Просфоры, пасхальные куличи и монастырская трапеза традиционно приготовляются на дровах.
Обитель имеет два своих подворья в селах Киевской области, где ведется сельскохозяйственное производство для монастырских нужд.

Флоровский монастырь поражает своим величием и красотой: как внутри, так и снаружи. Архитектурный ансамбль обители XVIII-ХІХ веков включает 4 церкви (до 1930-х годов их был 5).

Главными архитектурными достопримечательностями Флоровского монастыря являются:

Вознесенский собор – главный храм обители, построенный в 1722-1732 годах. В храме, кроме главного престола во имя Вознесения Господня, с правой стороны расположен придельный престол во имя собора Пресвятой Богородицы и два придела на хорах: один в честь явления Ахтырской иконы Богоматери, а другой во имя всех святых, устроенный в 1818 году.
Церковь имеет три апсиды и увенчана тремя куполами. По своей форме она очень похожа на древнерусские церкви, но ее центральная апсида имеет ту же высоту, что и церковь, а боковые — вдвое ниже, купола расположены по одной линии, как и в деревянных украинских церквях. От собора ведёт подъем к старому погосту, где хоронили усопших инокинь.

Воскресенский собор (церковь Воскресения Христова) – одноглавая церковь-ротонда, построенная в 1824 году на отлогости Замковой (Киселёвской) горы на пожертвование графини А. Р. Чернышёвой, на месте старой деревянной церкви, сгоревшей в 1811 году;

Трапезный храм во имя святого Николая – двухэтажный каменный храм, сооруженный на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма (в честь святых Флора и Лавра). В нижнем этаже – теплый храм во имя свт. Николая Мирликийского (построен на рубеже XVII-ХVIII веков); верхний (холодный) храм – в честь Тихвинской иконы Богоматери, надстроенный после пожара (1811) в 1818 году.

У алтарной стены, с южной стороны, при церкви св. Николая имеется небольшой притвор, на котором изображено Воскресение Господня,

а на одной из стен храма большая роспись: «Преподобный Серафим молится у камня в лесу»;

храм во имя иконы Казанской Божьей Матери – каменная, трехпрестольная церковь (1844) с двумя пределами: южный – во имя св. мучеников Флора и Лавра, а северный – во евангелиста имя Иоана Богослова, построена по образцу древних русских церквей. В 1869 году стены и своды внутри церкви расписаны иконописанием, а арки и карнизы вызолочены.
Когда во время войны (1941-1945), Киев был захвачен немцами, флоровские насельницы прятали на чердаке и подвале церкви раненых красноармейцев. Тайный лазарет фашисты обнаружили и там же, возле собора, расстреляли монахинь и солдат. Расстрелянные были похоронены здесь же под стенами Казанского храма, в братской могиле. Когда в 1960 году церковь закрыли, а участок земли вокруг храма передали в пользование протезного завода, надгробия над погребениями сняли, могилы закатали под асфальт, а в помещении Казанской церкви устроили пошивочный цех... В настоящее время храм передан монастырю и в нём ведутся восстановительно-реставрационные работы;

Кроме того, до 1930-х годов на территории монастырского кладбища находился Свято-Троицкий храм (1857). В нём имелось два престола: главный – во имя Святой Троицы и еще один, во имя Ахтырской иконы Божьей Матери. Над притвором церкви в 1855 году была сооружена каменная колокольня с шестью колоколами. В 1934 году церковь была разрушена местными властями (планировалось открыть парк культуры и отдыха на месте кладбища), а на её месте осталась лишь груда кирпича…

А с самой горы (вблизи погоста) открывается прекрасный вид на Подол;

● 4-ярусная колокольня со Святыми вратами (в нижнем ярусе), построенная в 1732 году. Первоначально два её верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 года (огонь был такой силы, что плавились колокола). В 1821 году при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной. Всего на колокольне 9 колоколов (а ранее были установлены ещё и часы, которые до настоящего времени не сохранились). Самый большой из колоколов, весивший более 158 пудов (более 2,5 тонн), был отлит в 1851 году. В нижнем ярусе колокольни располагались две кельи, а в одноэтажном домике, пристроенном к колокольне, пекли и продавали просфоры;

дом игуменьи, построенный в 1820-м году – небольшой, огороженный деревянной изгородью и окружённый разросшимися деревьями дом с мезонином (что его почти не видно), выглядит уютным и уединенным;

источник в честь св. мучеников Флора и Лавра в настоящее время представляет собой грубый камень и торчащий из него блестящий латунный кран. А ранее над источником была артистическая беседка, которая была разрушена. Местные жители считают эту воду целебной. Насколько она целебная, мне трудно судить, но то, что она вкусная и утоляет жажду в самую жару – испытал на себе.

часовня (за Вознесенским собором), в которой была захоронена одна из наиболее почитаемых обитательниц монастыря – прп. Елена Киево-Флоровская (в миру – Екатерина Бехтеева, 1756-1834);
могилы:

– игуменьи Евпраксии (Артеменко, †1919), возле Вознесенского собора;

– епископа Феодора (Власова, †1924), возле Трапезного храма;
монашеские кельи и хозяйственные постройки (построенные в XIX веке):

– каменный 2-х этажный дом (напротив церкви Казанской Богоматери), построенный в 1824 году на деньги графини Анны Чернышевой;

– каменный дом со сторожкою – с южной стороны монастыря, на отлогости горы, построенный в 1840 году на средства капитанши Амосовой;

– жилой 2-х этажный каменный корпус построен вблизи Вознесенского собора в 1857 году;

– другие постройки, приобретенные и построенные в 1860-70 годы.

На всей территории монастыря, в сочетании с древними храмами, разбит великолепный сад с розарием, фруктовыми деревьями, магнолией, создающий живописную картину «земного рая» – центром которого считается, так называемый «райский сад» – маленький кусочек земли между монашескими кельями, Вознесенским и Воскресенским соборами, чем-то похожий на библейский сад…

Но внешняя красота это не самое главное, важнее всего та духовная атмосфера, которая царит в каждом здании этого монастыря. В обители всё пропитано божественностью, красотой и спокойствием… Шумная городская жизнь умолкает, как только заходишь за монастырские стены. Когда в монастыре завершатся все восстановительные работы и с него съедут пока ещё остающиеся в нём сторонние организации, обитель, несомненно, станет ещё краше и привлекательней…