Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1398 году преподобным Саввой, Звенигородским чудотворцем, одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского. Он расположен на горе Сторожи, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества, у места впадения речки Сторожки в Москву-реку, в двух километрах западнее города Звенигорода Московской области (50 км от Москвы).

С момента основания монастыря князь Юрий Дмитриевич опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель и наделив ему обширные владения в непосредственной близости от города, а каждый последующий хозяин Звенигородчины старался подтвердить жалованные грамоты, данные монастырю князем Юрием, да и от себя выказать почтение. Поэтому, со временем он превратился в один из красивейших и богатых монастырей. В немалой степени этому способствовало глубокое почитание старца Савы (как при жизни, так и после его ухода), а также роль обители в российской истории и судьбе её правителей…

С именем прп. Саввы связано немало чудотворных событий, а также доподлинно известно, что еще при жизни преподобного Сергия он был духовником Троицкой обители (и, кстати, самого Радонежского чудотворца), а по кончине Троицкого первостроителя, когда преемник его Никон ушел в затвор, именно Савва все шесть лет Никонова молчания нёс бремя игуменства в обители преподобного Сергия.
В XV-XVII веках монастырь играл роль западного военного форпоста Московского княжества. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля.
К монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт , который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе или просто Рублёвка.
XVII век явился веком славы Сторожевскаго монастыря, особенно после обретения им нетленных мощей прп. Саввы. Но в начале этого столетия, в период Смуты, обитель изрядно натерпелась от насилия и хищничества иноплеменников, окружавших Лжедмитрия I.
И только усердием государей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых монастырю удалось быстро залечить раны, нанесенные ему Смутным временем – он превратился в один из самых многолюдных, богатых и почитаемых на Руси. В 1650 году по царскому указу в обители началось большое строительство. Всего за шесть лет вокруг древнего собора сформировался новый, удивительный по своей красоте и гармоничности, архитектурный ансамбль, в котором каждое здание заняло свое, только ему предназначенное, место. Монастырь сочетал в себе живописность с рациональным использованием рельефа местности. Известный путешественник и писатель Павел Алеппский сравнивал его с Троице-Сергиевой обителью: «Монастырь святого Саввы меньше Троицкого, но построен по его образцу. Как тот я назвал бы женихом, так этот – невестой, и поистине это так, как мы видели своими глазами».
Государь не только заново благоустроил любимую обитель, но и наделил ее особыми правами – монастырь стал «собственным государевым богомольем», а около 1652 года получил, первым (по значимости и по счёту) из русских монастырей, статус Лавры.
Кстати, если верить легенде, то благодаря именно прп. Савве царь был обязан спасению своей жизни. Так, во время охоты вблизи монастыря, когда царская свита рассеялась по лесу для отыскания медвежьего логова и Алексей Михайлович остался один, из лесной чащи на него внезапно выскочил медведь. Безоружный царь был обречен на верную смерть, но явился около него старец, после чего зверь бежал…
Для царей Ивана и Петра Алексеевичей, царевны Софьи и царицы Натальи Кирилловны Саввин монастырь также стал не только местом богомолья, но и убежищем во время первого стрелецкого бунта 1682 года.
Расцвет монастыря при первых Романовых сменился экономическим упадком в XVIII веке (тогда и утрачен был титул Лавры), однако в XIX столетии обитель снова поднялась и к 1917 году была одной из самых благоустроенных и обеспеченных в России.
Интересные факты монастырской жизни связаны с Отечественными войнами 1812 и 1941-1945 годов:
в 1812 году монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, прп. Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне (который находился там) и велел не трогать обитель. Богарне с благоговением поклонился мощам святого, попросил монахов запереть собор и приставил к дверям стражу. Впоследствии принц Евгений в сражениях ни разу не был ранен (он единственный среди главных полководцев Наполеона, который остался живым, как и предсказывал Савва), а его сын, Максимилиан Лихтенбергский, в 30-е годы XIX века приехал в Россию поклониться мощам преподобного Саввы, да так и остался в ней, женивших на дочери Николая I и приняв православие;
во время Великой Отечественной войны (1941-1945) на монастырь не упал ни один снаряд (!!!), хотя передовая была лишь в трех километрах от него…
После революции 1917 года, монастырь был закрыт, а там устроили сначала концлагерь, затем – колонию для беспризорников, а последующем – различные учреждения: воинские части, санаторий, музей. С его закрытием оттуда было вывезено 20 пудов серебряной церковной утвари, почти все иконостасы (для смывания золочения), больше тысячи комплектов облачений XVIII–XIX веков и старинные колокола. При этом борьба с православными святынями, которые нельзя было вывезти, принимала порой анекдотично-кощунственные формы… Так, над хозяйственными (северными) вратами обители вместо Спаса (вделанного в стену) был повешен портрет Ленина, когда монастырь был уже недействующим…

И только с 1995 года началось возрождение обители преподобного Саввы. В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре около 70 насельников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области).
Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен.
Да и сам монастырь ведёт активную деятельность. Так, при нём:
– устроен детский приют (для детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию);
– действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых;
– открыта библиотека с читальным залом (фонды которой составляют 6,5 тысяч томов);
– возрождено (1998) издательство монастыря, расположенное в центре Москвы, в старинном здании исторического подворья Саввинского монастыря (ул. Тверская, д. 6, стр. 6.), которое решает миссионерские и просветительские задачи, в том числе издает монастырский журнал «Саввинское слово»;
– функционирует (с 1994 года) Саввинский Свечной Двор, где производят различные свечи (восковые, домовые) и елей высочайшего качества, и которые закупаются и используются во многих храмах России и за её пределами;
действует паломническая служба монастыря (для организации экскурсии по территории обители).
Кроме того, в монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение), утоляющий любую жажду и планируется в скором времени открыть (в специальном здании, за пределами основной территории обители) Музей церковного вина.

Особенностью большинства русских монастырей являлась умение согласовывать архитектурный ансамбль с естественным рельефом местности – Саввино-Сторожевский монастырь размещением своих строений, как бы подтверждает это.

По архитектуре стен и башен Сторожевский монастырь схож с ныне утраченным Троицким Макарьевым монастырем (г. Калязин) – что и не удивительно, так как строительством в обоих монастырях во второй половине XVII века заведовал зодчий Иван Шарутин, а отчасти – с Троице-Сергиевой Лаврой. Однако по своему внутреннему размещению – он мало похож на какую-либо другую обитель…
Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя:

стены монастыря. Они имеют протяженность около 800 метров, средняя высота – около 8 метров, а толщина – 3,5 метра. В ней имеются три ряда бойниц, галерея боевого хода и шесть башен (раньше их было семь). Все башни имеют шатровое завершение, крытое тесом.
Из сохранившихся башен, имена есть у четырех:

юго-восточная – Водовозная;

южная, выступающая углом, – Усова.

юго-западная – Житная (служила зерновым складом);

восточная – Красная. Как явствует из её названия – самая красивая из башен, над Святыми вратами, прямоугольной, в отличие от прочих башен, формы. На втором ярусе ее в 1883 году была устроена небольшая теплая церковь во имя Алексия, Божьего человека, – небесного покровителя царя Алексея Михайловича, в настоящее время не возобновленная. Вместе со стоящей рядом Троицкой церковью башня оформляет необычный вход в монастырь: двое ворот ее ведут в монастырский дворик, а он, в свою очередь, – в подклет Троицкой церкви. Оттуда широкая лестница выводит сразу на Соборную площадь. Из глубины подклета виден только Рождественский собор, с каждой ступенькой как бы вырастающий из холма, увеличивающийся в размерах и приближающийся к идущему. Таким оригинальным способом зодчие подчеркнули доминанту монастырского ансамбля – собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Остальные две – безымянные…

северная

северо-восточная
Утраченная башня звалась Больничной, ибо располагалась у больничных палат.

Возле северной башни имеется смотровая площадка, с которой открывается красивейшая панорама на близлежащую округу и протекающую через неё Москву-реку…

А вокруг монастырских стен давно уже вырос подлесок,  к которым ведут с низины только отдельные чуть заметные тропки и неказистая лестница, по которым поднимаются одинокие путники и монастырские коты…

Монастырские стены обладают особым магнетизмом – нет, это не Стена Плача (в Иерусалиме), но прогуливаясь вдоль них, возникает ощущение душевной легкости и успокоения. Недаром, наверное, и деревья пытаются расти на них…
На территорию монастыря ведут двое ворот – парадные (Святые) врата – под восточной башней, их можно увидеть чуть выше - на фотографии Красной башни)

и хозяйственные (с севера);

Троицкую церковь, построенную в 1652 году, и за время своего существования претерпевшую ощутимые изменения. Небольшой бесстолпный шатровый храм над воротами, ведущими во внутренний двор монастыря, был выстроен на средства царя Алексея Михайловича зодчим И. Шарутиным как домовая церковь царицы. Первоначально был освящен как Сергиевский, а в Троицкий переосвящен в 1825 году. Высокий подклет церкви характерен для русской архитектуры того времени, а здесь, в силу особенностей рельефа местности, он был просто необходим. Первоначально у церкви было не три апсиды , как сейчас, а одна. С двух сторон шла галерея в Царицыны палаты, ныне утраченная. К церкви в 1807 году пристроили небольшую трапезную церковь (под ней находилась усыпальница графов Шереметьевых) с Казанским приделом (иконы Казанской Богоматери). Троицкий храм за счет использования голосников (небольших полых сосудов в стенах, отверстиями обращенных внутрь храма) обладает великолепной акустикой. Необычайно видеть использование для покрытия маковки церкви керамической черепицы – каких храмов остались считанные единицы. Кроме прочего, Троицкая церковь считается последней в России шатровой церковью. В 1652 году Патриарх Никон запретил строительство подобных храмов, мотивировав это тем, что они не соответствуют византийским традициям;

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1405) – один из немногих сохранившихся памятников раннемосковского зодчества. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы.

Паперти и придел во имя прп. Саввы пристроены в середине XVI века. Век спустя паперти и придел перестроены, в то же время надстроена ризница. В соборе хранятся мощи прп. Саввы, вернувшиеся в монастырь после восстановления иноческой жизни;

Трапезную палату (1652-1654) (ныне не совсем приметную), расположенную при въезде в обитель со стороны северных (хозяйственных) ворот и бывшую когда-то одним из самых крупных зданий монастыря. В XVII веке она воспринималась как чудо строительной техники, изумляя соотечественников и иноземцев. Необычными были размеры этого четырехэтажного монументального сооружения, с углубленным в землю белокаменным подклетом, где помещался ледник и был вырыт глубокий колодец. В верхнем этаже поначалу размещалась богатая монастырская казна с тайниками для золота, серебра и иных драгоценностей, однако этот этаж пришлось разобрать через 150 лет после постройки, поскольку обрушились его перекрытия. Третий этаж занимала столовая палата, громадных по тем временам размеров, в ней часто устраивались царские приемы. Площадь ее пола тягалась с Грановитой палатой Московского Кремля, составляя около 500 квадратных метров. Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей (сами кухни находились в подклете). Помещения же первого и второго этажей отапливались духовым отоплением. Все помещения освещались окнами, расположенными кругом (причем окна были не слюдяные, а со стеклом – по тем временам роскошью особой). Кроме освещения, такое обилие окон выполняло и еще функцию вентиляции. Передний фасад Трапезной палаты имел архитектурные украшения – в частности, карниз, что являлось новинкой для XVII столетия.

Парадный вход в трапезную располагался со стороны Соборной площади в виде двухъярусных сеней, над которыми высилась звонница;

звонницу, возведенную с южной стороны Трапезной палаты, имеющую четыре яруса, три шатра (поначалу была она двухъярусной – еще два яруса и башенки появились в XVII веке), широкую лестницу и парадное крыльцо. Силуэт ее очень необычен: асимметрию в композицию вносят крыльцо с лестницей и часовая башенка, завершенная собственным четырехгранным шатром. На башне установлены были часы со звоном и часовой колокол, привезенные Алексеем Михайловичем из отвоеванного у поляков Смоленска и подаренные монастырю (часовой колокол сохранился, а вот сам часовой механизм был восстановлен лишь недавно).
Удивителен по красоте и целостности звучания был монастырский ансамбль колоколов, созданный при царе Алексее Михайловиче. Особенно славился в нем Большой Благовестник (весом около 35 тонн). Он обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было. По преданию, его слышали даже в Москве. Сплав, из которого отлили колокол, отличался необычайной чистотой – он до сих пор вызывает удивление специалистов. Такой колокол не требовалось «настраивать», он являлся уникальным «колоколом, настроенным сам в себе». Однако в 1941 году его разбили при эвакуации (по другой версии – просто взорвали) и ныне на звоннице установлен новый Благовестник (отлитый воронежскими мастерами в 2003 году), который своим звоном снова ласкает слух монахов, паломников и местных жителей;

храм Преображения Господня (Преображенская церковь) (1693), пристроенный к восточной стене Трапезной палаты (на фотографии – справа от колокольни) с пестрыми изразцовыми наличниками в стилистике московского барокко, увенчанный орлами и являющийся, как и Троицкая церковь, бесстолпным (имеет всего две апсиды, разные по размерам);

Царицыны палаты (1652-1654), возведенные для Марии Милославской – первой супруги царя Алексея Михайловича. Это строение сохранило в себе неповторимое очарование жилого терема XVII века – его отличают старинная форма оконных и дверных проемов, восхитительное белокаменное резное крыльцо, уютный интерьер. В настоящее время в палатах размещена музейная экспозиция Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея.

Со стороны крепостной стены оно имеет подклет, служивший для хозяйственных целей. Парадная половина, выходящая окнами на Соборную площадь, делилась на три части, каждая – со своим входом: центральная – предназначалась для царицы, а боковые – для свиты;

Дворец царя Алексея Михайловича (1674–1676) (напротив Царицыных палат), построенный на месте деревянных братских келий. Он представлял собой протяженную одноэтажную постройку, состоящую из семи клетей с отдельными входами. В центральной парадной части были покои царя; в северной части – кухня; остальные клети предназначались для размещения царской семьи и свиты.

При перестройке дворца в период регентства царевны Софьи его по всей длине надстроили вторым этажом, для чего разобрали крышу и тесовые терема.

С южной стороны, выходящей на скат горы, во дворце было даже три этажа (на снимке  – слева).

Прекрасные резные входы во дворец, что показаны на фотографиях, были восстановлены только ныне, по старинным описаниям;

Малый (на фотографии – дальний слева) и Большой(на фотографии – ближний слева) келейные корпуса, замыкающие главную монастырскую площадь с юго-восточной стороны, расположены между царским дворцом и Царицыными палатами. Кроме собственно помещений для братии, в Братском корпусе в прежние времена находились больница, аптека и братская богадельня, а сейчас проживают иноки обители, а в Малом келейном корпусе –разместились палаты Патриарха;

Казначейский корпус (1820), где когда-то размещался жилой корпус Духовного училища, а сейчас хранится фондохранилище Звенигородского музея;

Стрелецкие палаты (у хозяйственных ворот), где размещались стрельцы, в период проживания в монастыре царей, а в дальнейшем – использовались под хозяйские нужды;

монастырскую беседку, где мог когда-то прятаться от полуденного солнца или дождя маленький Саша Пушкин (проведший детские годы в имении своей бабушки Марины Алексеевны Ганнибал, в Захарово) во время многократных посещений монастыря…

монастырские общежития (за пределами основной территории монастыря), где нынче находится музейная администрация,

а частично используется для приёма паломников…

Нельзя не сказать несколько слов о ските прп.Саввы Сторожевского, который находится в одном километре от самой обители, фактически в лесу…

К нему можно проехать на машине по асфальтированной дороге или пройти пешком по лесной дорожке…

Известно, что последние годы жизни старец провел в ископанной им тесной пещерке, где в совершенном уединении и покаянии молился Всевышнему, чередуя молитву с рукоделием. Здесь же своими руками ископал под горой колодец, в котором и поныне не пересыхает прекрасная вода. Кстати, это был второй источник, открытый им – а первый был в Троице-Сергиевой Лавре, о чем я уже рассказывал .

Память о месте его молитвенных подвигов сохранялась веками. Но только в 1860 – начале 1870-х годов (с меценатской помощью) над пещерой была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен общежительный скит, который представлял собой целый монастырь с двумя церквами, кельями и хозяйственными службами, обнесенный каменными стенами с башенками.
Скит прп. Саввы в своё время посещали царствующие особы: император Александр II, императрица Мария Александровна, а также Великие князья.

Церковь прп. Саввы, выстроенная из кирпича и белого камня «под колоколы», является прекрасным образцом возрождения в XIX в. традиций древнерусской архитектуры.

Кроме того, в Скиту была церковь во имя святителя Николая Чудотворца, находившаяся на втором этаже сохранившегося двухэтажного каменного корпуса. В обоих храмах особо почитались иконы прп. Саввы.
Скит имел свою усадьбу, которая обслуживалась руками монахов. Скитские иноки изготовляли различные изделия – плели коврики, вырезали деревянные ложки.
Архитектурный ансамбль Скита окончательно сложился к началу XX века. Он представлял собой десятки зданий, в том числе – отдельно стоящие деревянные на каменных фундаментах постройки, такие, как келья благочинного, кельи братии и рухлядная, трапезная, кухня, каменная одноэтажная баня. Однако в советское время скит сильно пострадал, многие здания были разрушены. И только к 600-летию преставления Звенигородского чудотворца была возрождена скитская жизнь, в том числе:

восстановлена пещера Преподобного,

возобновлен источник преподобного Саввы с сооружением над ним часовни с купальней, отреставрированы сохранившиеся постройки

Здесь находится монастырский огород с пасекой, скотный двор и другие службы.
Саввинский скит и поныне – очень красивый уголок Звенигородчины,

со столетними дубравами

и лугами…

Саввино-Сторожевский монастырь сегодня является одним из трех самых посещаемых общероссийских святынь, ежедневно принимающих тысячи (за год – около полумиллиона) паломником, прихожан и простых посетителей, а живописное расположение обители делает её одним из самых красивых и примечательных мест Подмосковья…