Мы зачастую привыкли видеть скульптуру монументальной, чтобы она создавала какой-то архитектурный ансамбль, органично вписываясь в окружающую её среду. При этом вызывала бы восхищение, гордость, наконец – несла в себе определенную воспитательную роль… Мамаев курган, Брестская крепость, Мемориальный комплекс Великой Отечественной войны в Киеве, Поклонная гора в Москве… Или архитектура музея-заповедника «Петергоф», московского Кремля…

Но есть и ещё особая категория скульптурных памятников, которые я бы назвал «для души». От которых излучается особая аура и они, затрагивая струнки души, заставляют нас задуматься о человеческих судьбах, сопереживая увиденному. При этом – удивляться глубине замысла авторов и волшебной силе их мастерства.
На знаменитых Днепровских кручах (между площадью Славы и Аскольдовой могилой) в честь освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков стоит, сооруженный в 2001 году, памятник летчикам Великой Отечественной войны, обобщенным образом которых стал знаменитый «Маэстро» из кинофильма «В бой идут одни «старики» Леонид Быков.
Авторами этого удивительного памятника являются Владимир Щур и Виталий Сивко. Они узнаваемы киевлянам по другим, не менее известным работам – памятнику Паниковскому (на Прорезной), Голохвастову и Проне Прокоповне (у Андреевской церкви) и другим скульптурам.

Глядя на памятник, сразу даже и трудно сказать, кому он больше посвящен – боевым летчикам или выдающемуся артисту… И первое суждение – правильно, и второе… Известно, что сам Быков всю жизнь мечтал стать именно летчиком. Он поступал в летное училище, но его не взяли из-за маленького роста. Поэтому в образ капитана Титаренко артист вложил всю силу своего необъятного таланта и несбывшейся мечты, посвятив кинофильм боевым летчикам Великой Отечественной…
Сразу бросаются в глаза удивительная точность переданных черт Леонида Федоровича и его настроения.
Огромное открытое пространство сзади, будто взлетное поле, негустая зелень деревьев, серебристый величавый Днепр вдали и одинокая фигура «Маэстро», только что вернувшегося из полета и присевшего на кабину самолета…

А совсем рядом (чуть левее) «Вечный огонь», как память о погибших в годы войны…

Рядом с ногой Быкова на кленовом листе сидит кузнечик, как бы напоминая нам о другом персонаже фильма, отлично сыгранным Сергеем Ивановым. И эта незатейливая деталь делает скульптуру еще более трогательной и откровенной…
Но когда я обошел памятник и остановился сзади него..., то у меня тотчас сжалось сердце, и увиделась вся трагичность данной композиции…

…сгорбленная спина, сутулые плечи и одинокая фигура «Маэстро», всматривающегося вдаль, навстречу мчащимся машинам… Как будто он ждёт своего ведомого Сергея Скворцова и Ромео… А в ушах звучит песня будущего оперного солиста, …не вернувшегося из той далекой войны…