artlib_gallery-16271-o

Не знаю, сколько времени потратил былинный витязь на выбор своего пути, но наш выбор сильно затянулся. Слишком много вождей развелось, выясняющих между собой кому же из них вести народ туда, где жить хорошо. Пока же топчемся на месте, а вожди развлекают нас политическим шоу. Мы же в очередной раз в раздумье, кому же из них довериться. В связи с этим возникают некоторые мысли.

Большинство бывших соцстран, мы не исключение, вдруг дружно потянуло в Европу. Кажется,  что стоит только вступить в Евросоюз, так сразу благодать земная снизойдет на нас. Наши политики тоже любят порассуждать об европейском выборе и его ценностях. У многих из них дети там учатся, а некоторые уже и породнились. Но как бы хорошо не было на соседском огороде, сомнительно, чтобы чужака туда запустили просто так его плодами пользоваться. Если батрачить, то другое дело.  Мы другие и никогда там своими не будем. Европейская цивилизация –  романо-германская. Причем романская включает в себя эллинскую и древнегреческую, а германская частично включает кельтские культуры. Франция, Италия, Испания с Португалией, Швейцария, Германия, Австрия, Англия, Голландия. Ну – Бельгия, Ирландия, Шотландия, Дания, Норвегия, Швеция. Все, элитарный клуб закрыт, остальным вход по пригласительным. Вот это и есть европейская цивилизация и культура. Если их убрать – ничего не останется. Набралось 15 государств из 47, входящих в Совет Европы. Славянские народы ничего равнозначного по вкладу романо-германской культуре в европейскую цивилизацию не внесли. Даже средневековые чешские и польские города строили немцы. Если взять великие открытия и изобретения – теория относительности, кибернетика, пароход, паровоз, автомобиль, самолет, танк и т.д., все это плоды европейской цивилизации. Если вдруг и попадется что-то славянское – сразу же на родине большой праздник.  Даже социализм, который мы так долго исповедали, и тот пришел к нам из Европы. Хотя сегодня чехи и поляки однозначно считают себя европейскими народами. Считать себя европейцами в принципе может любой народ, овладевший европейской культурой. В этом нет ничего предосудительного. Но считать и быть им равными, как говорится, две большие разницы. У нас некоторые ученые заявляют, что «укрославяне» (трипольская культура) были прародителями чуть ли ни  неандертальцев, от которых позже пошли все остальные. Если же почитать мемуары Цезаря или исторические труды древнеримских историков, где описаны  варвары (это все остальные кроме римлян), то галлы и германцы там есть, славян там и в помине нет. Видать еще не появились или с деревьев не спустились. То есть европейские  народы старше, мы значительно моложе, мы в разных фазах развития. В этом нет ничего плохого. Даже наоборот, они уйдут раньше, а мы еще останемся. А вот то, что они скоро уйдут, есть все основания. Рим тоже думал, что он будет вечен.  В Европе нет прироста коренного населения, рождаемость за последние двадцать лет установилась на уровне ниже простого воспроизводства. Закат цивилизации всегда сопровождается сокращением рождаемости. Есть много и других признаков вырождения европейских народов. Следует также отметить, что мы живем в эпоху Нового Великого Переселения Народов. А что делать? Голод правит миром. Жрать захочешь, так и на край света побежишь за куском хлеба. А голодающих – 1,5 миллиарда человек. Переселение, как и раньше, происходит с Востока и Юга на Запад и Север. Из Азии и Африки люди десятками миллионов прут в Европу и Северную Америку. В развитых западных странах неуклонно растет и абсолютная и относительная численность юго-восточных переселенцев. Эта устойчивая, усиливающаяся тенденция ведет к тому, что «лица европейского происхождения» будут этническим меньшинством у себя дома к концу XXI века. Уже сегодня в Лондоне открыты сотни мечетей, «красный пояс» Парижа превратился скорее в «зеленую чалму», евро-американцев в Нью-Йорке осталось 46%.

Да, Европа когда-то была впереди планеты всей: центр христианства, мировой промышленности и культуры. В настоящее время большинство христиан проживает не в Европе, а большая часть продукции производится за пределами Европы. ВВП 16 стран зоны евро в этом году сократился на 4%, а его прирост составил – 0,1%. Европа давно не имеет собственных ресурсов и цены на них через тридцать лет взлетят до небес. Европа продолжает выводить производство в страны третьего мира. И через тридцать лет они будут развитыми, а она пристанищем люмпенов, желающих много получать, но мало работать. Неконкурентоспособность отбросит Европу на обочину истории.

Возникает вопрос: чего ради мы должны так упорно стремиться туда, чтобы слиться с Европой в любовном экстазе? Ведь вместо красавицы в расцвете благополучия мы получим умирающую старушку. Путь в Европу – это билет на Титаник. Если мы за тысячу лет не стали Европой, то за каких-то 20-30 лет тем более не станем. Не судьба.

Получается, что на Западе солнце заходит и в прямом и переносном смысле. А что творится там, где оно восходит? Там другие цивилизации, как у них обстоят дела?

Последнее время очень много говорят о Китае. За последние 2-3 года темп реального роста ВВП выше 10%. Если же взять предыдущие 20 лет – средний годовой темп – 9,5-9,7%. В этом отношении Китай является современным рекордсменом: по сегодняшней статистике нет такой страны, которая на протяжении 20-30 лет достигла темпа реального роста свыше 10%. По величине ВВП Китай сейчас занимает 3-е место в мире после США и Японии, но есть все основания, что в ближайшее время он выйдет на второе место.

Интересно, что Китай в восточном регионе не одинок. Япония, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзия – они все в течение трех десятилетий приблизились к 9% реального роста ВВП. Исходя из этого, можно говорить об «азиатской модели» развития. Западные аналитики выделяют три составляющих этой модели:

  1. Высокие доли сбережения в экономике и, тем самым, большие накопления.
  2. Ориентация на экспорт: ни одна из данных стран быстро не развивалась без очень высоких темпов экспорта. Во-первых, он позволяет нанять много людей – вытащить рабочую силу из сельского хозяйства, перераспределить в отрасли производства и услуг. Во-вторых, высокие темпы экспорта позволяют много импортировать, а если посмотреть на эти страны, там очень много импорта: сырье, материалы, продукция машиностроения – этого они сами пока не могут делать, они все это получают за счет экспорта.
  3. Отсутствие демократии в перечисленных странах, начиная с Японии. Китай, Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзия, Индонезия – ни одна из этих стран за весь период высокого роста не имела многопартийной демократии. Наверное, демократия мешает расти. А может, слишком быстро развивались и просто забыли про демократию, про либеральные взгляды, про политические вопросы, успокоились тем, что очень хорошо живут и экономика растет. В то же самое время в Филиппинах,  Индии очень низкие темпы роста – все озабочены другими вопросами: перераспределением ресурсов, политикой и т.д.

Особенно интересен для нас опыт Китая тем, что это тоже бывшая коммунистическая страна, да по форме она ею и осталась. У нас «комуняк» до сих пор обвиняют во всех смертных грехах, как прошлых, так и будущих. Чем же коммунисты из Поднебесной лучше оказались? Мы-то по-прежнему продолжаем «колбаситься» в каком-то диком симбиозе социалистическо-капиталистического общества.

В Китае о реформах не только говорят, но, что самое главное, их проводят в жизнь. В 80-е годы в Китае классический социалистический строй экономики и общества. Почти вся экономика государственная: колхозы, сфера услуг и производства, промышленность – почти вся в руках правительства (85-90%). Прибыль распределялась только правительством. Все предприятия только бюджетные. Самостоятельно не могли распределять ресурсы. Цены все назначались государством на федеральном и местном уровне. Очень трудно было частной собственности конкурировать: свободного входа в экономику не было: убыточные предприятия охотно субсидировали, шло перераспределение, никто не закрывался в этот период; банковские займы и кредитовании – только по распределению центральных или местных органов; инвестирование и новое строительство – только по распоряжению правительства. В общем, до боли нам знакомый тип общества.

За прошедшие годы Китай время зря не терял, а методично перестраивал свою экономику. На сегодняшний день госпредприятий еще очень много, их десятки тысяч, но они составляют 25-30%. Остальные – либо приватизированные, либо частные предприятия. Почти все сельское хозяйство в частных руках, причем давно. Значительная часть тяжелой промышленности существует как госпредприятия. Легкая промышленность почти вся в руках либо частных владельцев, либо иностранцев. То же самое – в сфере мелких услуг (рестораны, автомобильный транспорт и т.д.). Но, прибыль уже распределяется только предприятиями, государство к этому не имеет никакого отношения  – оно только собирает налоги. У нас же, например, в лесной отрасли с каждой гривни прибыли госпредприятию остается только 7-10 коп., остальное все изымается в черную дыру бюджета.

Свободный вход в экономику Китай открыл не только для своих, но и для иностранцев. Монополизации вообще нет в Китае. Единственное, что на сегодняшний день не подлежит конкуренции – это железная дорога. Но в следующем году они приватизируют и ее и разобьют на части.

В 80-е годы Китай субсидировал убыточные предприятия, но с 90-х прекратил эту практику. С 1996 по 2001 год Китай просто закрыл десятки тысяч госпредприятий, уволив в течение пяти лет почти 30 млн. государственных рабочих и служащих. Они все ушли в частный сектор, государство их не устраивало на новую работу. С тех пор все убыточные предприятия сразу же подлежали закрытию и распродаже.

Формальных субсидий крайне мало в Китае. Они остались только в двух отраслях: в энергетике, где потребительские цены на нефть чуть ниже мировых и сельском хозяйстве, где до сих пор помогают частным фермерам. И все, больше средств не дают. Банковские займы, кредитование идет по рыночным принципам. Очень мало, что идет по указу сверху. Вообще изменилась вся система перераспределения ресурсов. Китай, по сути дела, с политической стороны является до сих пор авторитарным, социалистическим по своему направлению взглядов. Но если смотреть на экономику, следов социалистической системы почти не осталось. Если говорить о ресурсах, которыми владеет или которые контролирует правительство – это налоговый сбор. А раз правительство не занимается перераспределением и субсидированием, то нет и базы для коррупции, которая в Китае вообще является смертельно опасным занятием.

Главные проблемы в Китае – это не отсутствие конкуренции, не искажения в экономике, а наоборот изобилие конкуренции. Там сбережение составляет 50% ВВП. Капиталов просто слишком много, финансирование на каждом углу. Как только в какой-либо отрасли намечается прибыль – сразу  же появляются 10, 50, 100 конкурентов, которые эту прибыль мгновенно съедают.

Экономическое развитие сказывается на простых китайцах. Образовался дефицит пищевых продуктов. Китайцы сейчас питаются не только рисом и овощами, но и мясом, молоком, йогурт стал уже национальным напитком в Китае, это уже другой день, другая диета. Спрос на зерно и сельхозпродукты растет. Ежегодно на 15-20% повышается заработная плата.

Азия и Китай тоже рвутся в Европу, но с другой целью. 10 лет назад Европа составляла 18% азиатского экспорта, тогда как штаты - 31%. Сейчас эти цифры изменились: США – 20%, Европа – 30% азиатского экспорта.

Пример Китая, да и других азиатских стран свидетельствует о том, что можно и нужно жить своим умом, а не рассчитывать только на подачки с Запада. Конечно, и у азиатских стран есть свои проблемы и особенности. Конечно, буддизм и конфуцианство может больше способствуют законопослушанию, трудолюбию и уважению друг к другу. Но главное, у них есть уверенность в завтрашнем дне.

Для того, чтобы нам добиться каких-то успехов, нужны перемены. И в первую очередь, перемены не извне, а внутри нас. Это и есть единственный путь к успеху. Истина банальная, но именно банальные истины усваиваются хуже всего. Хороша сказка о золотой рыбке, но это только сказка и былью никогда не будет. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Рай можно создать и на земле. Но только адским трудом. Arbeiten, господа, Arbeiten. Тогда и свой огород будет не хуже европейского. Это подтверждает опыт, как Запада, так и Востока. Но, чтобы начать работать, нужен план и какая-то объединяющая всех идея или идеология. Вот тут-то и нужны вожди, в которых в очередной раз нужно определяться. Кого же выбрать, чтобы он не завел туда, где «живу не бывати»?