Родной для меня таллинский район Каламая, считающийся, кстати, старейшим местом поселения в Таллине, долго и незаслуженно являл собой картину запущения и разрухи. Теперь, кажется, кое-что начинает меняться к лучшему. Слава Богу! Стыдно за творящееся у морских ворот столицы Эстонии. И именно Дни моря, проводимые вот уже несколько лет на участке побережья между Адмиралтейским бассейном и Петровской гаванью, дают Каламая шанс к возрождению. Давно пора напомнить как местной публике, так и приезжим о том, что Таллинн - морской город-порт, а не толкучка с видом на море. Времена, когда на рейде было тесно от торговых и рыболовецких судов и военных кораблей, когда в центре города красовалось престижное учебное заведение - мореходка, а морские фуражки встречались на улицах чуть ли не чаще шляп, уже не вернуть: кишка тонка. Но и море пока от нас еще не сбежало, вот и вспоминаем о нем пусть пока хотя бы на три дня в году. Впрочем, благодаря туристам, у круизных причалов не хватает мест для удовлетворения заявок, а паромы в Хельсинки снуют челноками с утра и до вечера.
В этом году погода на Дни моря не заладилась - мрачные тучи и дожди отступили под конец мероприятия к вечеру третьего дня. Но таллинцам не привыкать ждать у моря погоды. А уж если в гостях барк "Крузенштерн", то двухчасовая, полукилометровая очередь из желающих подняться на борт красавца-парусника никого не удивляет. За три неполных дня его посетили более 10 тысяч человек. Иные ура-патриоты не без желчи напоминали про восьмидесятые годы, когда "Крузенштерн" имел портом приписки Таллин и улизнул от национализации незадолго до развала Союза. Но даже сам великий И.Ф. Крузенштерн - уроженец Эстляндии, похороненный на Вышгороде в Таллине, отнюдь не повод для завистливых претензий на полученный СССР по репарациям от Германии барк с первоначальным именем "Падуя". А в паре километров от места стоянки парусника, в возрождающихся уникальных ангарах Гидрогавани, построенных в Российской Империи перед первой мировой для гидросамолетов, на бетонный постамент стала уже единственная в своем роде подводная лодка "Лембит", остававшаяся до сего времени на плаву аж с далекого 1936-го года. Здесь не место распространяться о сложной судьбе и истории английской постройки лодки, что до любопытных, то они найдут кое-что для себя в Интернете. Снимки "Лембита" на воде и даже внутри лодки можно найти и в таллиннском разделе "Наши везде". Надеюсь, что уже в следующем году посещающие Таллин любители морской истории найдут филиал морского музея Эстонии в Гидрогавани открытым и смогут осмотреть лодку после основательной реставрации.
Для вас я потолкался среди ротозеев и даже прокатился чуток на яхте в погоне за эффектными кадрами. Однако не все коту масленица, и вам придется довольствоваться тем, что получилось в условиях закрытой стройки и непогоды. Да и очередь на "Крузенштерн" я, увы, не осилил. Не обессудьте.
Всё, что сфотографировал, глядите в нашем проекте "Наши везде" во втором фотоальбоме Таллина на страницах 25 - 26.
Алексей, на мой взгляд погода ничуть не подпортила Ваш репортаж…
Напротив, неприветливая погода, суровое небо только подчеркивают, что море и корабли шуток не любят и им все же ближе эта стихия…
Случайно или нет, но Ваш репортаж появился как раз накануне Дня Нептуна и отмечаемого в России Дня Военно-Морского Флота…
Кстати, барк «Крузенштерн» красив не только на пирсе, но и особенно в открытом море… Несколько лет назад отдыхал в Калининградской области и как-то вечером, на закате, бродя с фотоаппаратом по берегу моря, вдруг увидел как из-за мыса выплыл этот корабль… Его белые паруса озарились закатом и мне сразу почему-то представились гриновские «Алые паруса»… Именно так в этой повести всё и происходило…
Спасибо Вам, Алексей, за чудесный репортаж: за эмоциональные и познавательные снимки, и Ваши комментарии к ним!