Ноябрь начался с Хэллоуина. Обескураживающее начало дня всех святых. Но ничего не попишешь. Тяжко тягаться христианским святым с языческим шабашом костюмированных монстров и нечистой силы. Вот где почва для разнотолков. Как с одним таллинским топонимическим казусом. Есть в старом городе переулок носивший некогда красноречивое имя – Шпукгассе. Что в переводе с немецкого означает Переулок нечистой силы (можно духов или привидений). Во времена Российской Империи попытались было перевести его на русский, назвав Нечистым переулком. Однако жители взбунтовались, де, мол, мы вам не грязнули. Уже в эстонское время протащили таки банальную кальку с немецкого. И в итоге имеем переулок Вайму т.е. духов. Подлинный смысл выхолостили. Теперь рукой подать и до Святого духа, что многие и имеют в виду. Такая вот метаморфоза - от нечисти к святости. Или наоборот, как со всеми святыми.

Каюсь, святых я тревожу неспроста. Дело в том, что мест, связанных с их реальным пребыванием в Таллине, наперечет. И речь у нас пойдет как раз об одном таком местечке. Естественно, что в сопровождении видов упоминаемых здесь таллинских достопримечательностей. Итак, попав на улицу Вене (Русскую!) мы окажемся вблизи построек доминиканского ордена монастыря Св. Екатерины. Испанский монах Доминик (тоже святой), основавший в 1215 году этот орден своими главными задачами ставил: искоренение ереси и проповедь истинной веры. Термин доминиканцы - производное от его имени. Средневековые острословы, разделив латинское Dominicanes на две составляющих получили Domini canes, создав имя нарицательное, переводящееся уже как псы Господни. Справедливости ради следует сказать, что есть и другое, мистическое толкование возникновения этот образа. Впрочем, главное, что он прижился. И это неспроста, ведь за орденом закрепилась не только слава проповедников, но и куда как более грозная - инквизиции. Вот и сопутствует им изображение пса с факелом в зубах, несущего свет истины преследователя ереси. Среди братьев ордена людей не робкого десятка и знатного происхождения было в достатке. Прославленные Альберт Магнус Великий, Фома Аквинский, Савонарола и прочие - выходцы из аристократических и зажиточных слоев общества. Теологические, филосовские труды и работы доминиканцев в области естествознания и по сень день предмет пристального изучения. Орденские братья отличались образованностью. По способностям индивидуумов их обучение могло длиться от 4-х до 16-ти лет не только в монастырях, но и в именитых европейских университетах.

В Ревеле (ныне Таллинн) появление доминиканцев связывают с 1229 годом. Считай через 10 лет после захвата этих земель датчанами под предводительством Вальдемара II–го, к тому времени уже вытесненными меченосцами. Та первая попытка закрепиться и возвести свой монастырь в большой крепости под боком у рыцарей закончилась для монахов фиаско. Приняв в распрях между папским легатом и рыцарским орденом сторону первого, в 1233 году они вместе с датскими феодалами были попросту перебиты в ходе кровавой резни. Попытка датчан с монахами укрыться в стенах церкви Св. Марии меченосцев не остановила. Современник этих событий сообщал о внушительной пирамиде трупов, сваленных рыцарями прямо посреди храма Господня. А для чудом выживших последовало изгнание за пределы города. Однако уже в 1246 году, пусть и на некотором удалении от вершины власти роковой, доминиканцы все же основывают в Ревеле свой монастырь. Просуществовав столетия и пережив как смены власти так и многих правителей он не устоял перед волнениями периода Реформации. В 1524 году бесчинствующей толпой монастырь был захвачен, осквернен и разграблен. А монахи-доминиканцы из ставшего лютеранским города вновь изгнаны. Семь лет спустя, в 1531-ом году, оставленный доминиканцами монастырский комплекс с крупнейшей в северной Европе церковью, рефлекторием, дормиторием, капитулом, библиотекой, кухней, амбарами и прочими строениями, возведенными на большой для сравнительно маленького Ревеля территории, основательно выгорел во время пожара. Правда, к тому времени строения уже были приспособлены магистратом под другие цели. Свято место пусто не бывает.

Но что ни говори, а орден доминиканцев существует и по сей день, насчитывая по всему миру болеее 10 тысяч монахов и трехсот монастырей. И в сравнении с тем, что сгинуло в этом мире за время их существования, потери доминиканцев - сущая ерунда.

Из сохранившегося ныне в Таллине наследия доминиканцев на глаза незаинтересованных попадется не многое. Что то реставрируется, куда то не попадешь без предварительной договоренности. Но есть у нас Катарийна кяйк – удивительного обаяния улочка, не посетить которую, очутившись в Таллине, грех. С одной ее стороны - уцелевшая часть стены доминиканской церкви Св. Екатерины, от чьего имени и пошло название проход Екатерины. Здесь под навесом экспонируются древние резные могильные плиты из местного материала - известняка. А в средневековых домишках напротив к вашим услугам гастрономические заведения, магазинчики и мастерские. Там царят гончары и стеклодувы, мастера витражей и продавцы сувениров. Мастеровой и торговый люд не скучает среди праздных зевак и любопытных туристов. Справа возле арки, ведущей к городской стене, расположен скромный домик с крохотным ухоженным двориком. Это так называемый дом Маврикия – по некоторым сведениям старейшая из сохранившихся жилых построек Таллина, если не всей северной Европы. Возведение домика склонны датировать 1230-ым годом. Что бы там ни было а перед нами подлинный дом настоятеля доминиканского монастыря. Имя его непосвященным многого не скажет – Маврикий Ревельский. Но по масштабам Эстонии фигура заметная и способствовавшая развитию культуры и образования на этой земле. Слева от входной двери в дом Маврикия художественной ковки указатель с именем Альберт Магнус и датой - 1255 год.

Собственно его то я и имел в виду, начавши разговор о бывавшем в Таллине святом. А гостил он здесь зимою 1255 года не только потому, что настоятель Маврикий был одним из его учеников в парижском университете, но и для налаживания образовательного процесса во вверенном Маврикию монастыре. О самом Альберте Магнусе Великом, оставившем значимый след в теологии, философии и естествознании, будет практичней посмотреть в интернете. Отмечу лишь то, что по духу он Великим и был а вот ростом не вышел. Утверждают, что во время его аудиенции у Папы последний велел Альберту для продолжения беседы встать с колен, и был сконфужен, услышав от приближенного, что Магнус и так стоит. Странно, но, несмотря на очевидные заслуги перед католической церковью, канонизирован он был лишь в 1931-ом году, а в памятном для нас 1941-ом провозглашен покровителем ученых. Днем памяти Альберта Великого в католической церкви принят день его смерти - 15 ноября.

Мы вернемся к этому заслуживающему внимания человеку в следующий раз и в другой связи. А пока взгляните в его умные глаза, а в галерее Таллина в фотопроекте "Наши везде" на страницах 46-47 познакомьтесь с тем, как выглядит нынче кое-что из того, что, возможно, окружало его в Ревеле 755 лет назад.